Старый замок в Гродно готовят к реконструкции. Однако он преподносит все новые и новые сюрпризы, усложняющие работу.
Об этом общественности и журналистам рассказали во время встречи ученые, которые работают над реставрацией замка. Кстати, они пришли к выводу, что если бы замок простоял в таком виде еще с полвека, реконструировать уже было бы нечего. Так что все начато очень своевременно.
Как рассказал начальник главного управления по идеологической работе, культуре и делам молодежи облисполкома Павел Скробко, по программе «Замки Беларуси», куда включен и Старый замок, финансирование для него предусмотрено до 2018 года. В минувшем году было выделено два миллиарда рублей, в нынешнем – еще пять. К сентябрю обещают закончить проект первой очереди реконструкции, которая включает входную группу и часть стены над Неманом. Когда придет время стройки, не исключено, будет открыт благотворительный счет. Наверняка найдутся желающие оказать материальную помощь.
Над проектом реконструкции Старого замка работы велись еще в 1985 году, начинал этим заниматься и продолжает сегодня минский архитектор Владимир Бочков. Уже в то время после многочисленных обсуждений в Гродно и Министерстве культуры было решено восстановить замок на период Стефана Батория. То есть 1580-е годы.
Сейчас замок, особенно его входная группа, выглядит не лучшим образом – там велись исследовательские работы, часть кладки сняли, обнажив в стене отверстия. И сразу выяснилось, что состояние замка намного хуже, чем могло показаться на первый взгляд. Дело в том, что в разное время он достраивался и перестраивался. Поверх старого делали новое. И не всегда качественно, не укрепив старые стены, которые постепенно продолжали разрушаться. Деревянные брусья, которые использовались для армирования, совсем сгнили, кирпич порой сыплется от одного удара… Например, пристройка XVII века к браме. Она серьезно отклоняется в сторону Немана и «отрывается» от более старой части. Все это требует, по признанию научного руководителя проекта, минского архитектора Владимира Бочкова, новых решений.
— Очень серьезно мы подходим к анализу технического состояния замка, чтобы понять, где нужно укреплять, а где можно оставить, как есть, – также подтвердил архитектор Олег Шимбарецкий. – Но буквально каждый метр требует отдельного инженерного решения.
Параллельно с проверкой технического состояния ученые уточняют первоначальные размеры арок, окон. Есть и неожиданные находки. Например, сняв пол, обнаружили под 35-сантиметровым слоем строительного мусора (местами он доходил до метра) оригинальный пол XVI века. В этом помогают и архитектурно-археологические исследования. Больших находок в плане артефактов они не принесли. Однако заведующая отделом археологии Гродненского государственного историко-археологического музея Наталья Кизюкевич надеется, что главные археологические раскопки еще впереди – перед началом строительства. Тогда, возможно, культурный слой будет более насыщен артефактами.
В идеале, говорят историки, было бы хорошо сохранить и каким-то образом показать все этапы реконструкции замка начиная от времен Витовта. В проекте же заложена идея воссоздать его на период Стефана Батория, то есть XVI век. Именно он лучше всего сохранился. Кроме того, мы знаем, как выглядел замок в это время. Все, что делалось ближе к современности, включая ремонты начала прошлого века, исторической ценности не имеет. Так что не стоит сожалеть о разрушенных новоделах. Однако исчезнет далеко не все. Пристройку XVII века к браме, например, обещают не сносить, а разместить там в будущем кассовый вестибюль.
В ходе работ были открыты и слои, относящиеся к началу XV века. Что с ними делать, еще предстоит решить.
Вспоминая Коложу, склон которой укреплен до состояния скалы, участники встречи интересовались, надежно ли стоит замок. Директор музея Юрий Китурко рассказал, что буквально за несколько дней до обсуждения проводилось бурение склона примерно на 20 метров. Оно показало, что замок стоит на плотных слоях – моренная супесь и гравий. Водосодержащие слои обнаруживаются только ближе к мысу, однако и они не представляют угрозы. Правда, неманская сторона замка закруглена, а набережная идет по прямой. Вот это не очень хорошо. Поэтому решено крутой откос берега укрепить. Однако же об угрозе обрушения речь не идет.