21-летнего сержанта Владислава Ельца и 24-летнего ефрейтора Максима Малышко осудили за «дедовщину» в отношении пятерых солдат, которые служат в Гродно. Ребята получили соответственно четыре и три с половиной года лишения свободы в исправительной колонии усиленного режима. К тому же суд Гродненского района лишил их воинских званий. Приговор не вступил в силу.
«Пробивали лося» и били ремнем с пряжкой
События, за которые судили военных, происходили в прошлом году в августе. Солдаты находились на учениях на полигоне возле деревень Гожа и Криничная под Гродно. Ночью в палатке, где спали около двадцати человек, погасли обе буржуйки, которыми отапливался палатку. Осужденные проснулись от холода, разбудили и построили на улице пятерых истопников, которые по очереди должны были следить за огнем в ту ночь.
Далее рассказы о ситуации расходятся. Согласно показаниям некоторых дежурных истопников, их заставили отжиматься по счёту. Потом начали бить: «пробивали лося» (сильно били по скрещенных на лбу ладоням), били по плечам, а также ремнем с пряжкой по ягодицам. От криков проснулся командир взвода, осмотрел солдат, но не нашел следов телесных повреждений.
Показания пострадавших в этой истории постоянно менялись и отличались между собой. Сначала часть солдат утверждала, что их никто не бил. Потом начали рассказывать детали насилия, а на очередных допросах пытались уменьшить количество ударов. Осужденные отказались рассказать в суде свою версию событий. Однако в конце концов никто из участников процесса не возразил, что насилия вообще не было.
Прокурор Артур Валентукевич запросил для фигурантов 4 и 3,5 года лишения свободы. Адвокаты просили суд оправдать подзащитных. Один из адвокатов обратил внимание на то, что парней хотят посадить только из-за того, что предварительно дело рядового Александра Коржича получила широкий общественный резонанс.
Один из пострадавших поддержал позицию прокурора. На что Малышко удивленно оглянулся: «Ты что, хочешь меня посадить?». Остальные пострадавшие тихим голосом сказали, что сажать никого не хотят.
«Как я могу заставить его отжиматься, когда он на голову выше?»
В последнем слове эмоционально об армии высказался обвиняемый Максим Малышко. Он заверил, что хорошо знает эту структуру, так прослужил полтора года. К концу службы ему оставалось всего 15 дней. Елец еще раньше закончил службу в армии.
— Как я мог проявить «дедовщину» к солдатам, которые служат со мной одинаковый срок? Как я могу заставить его отжиматься, когда он на голову выше меня?.
Малышко высказал свое мнение, почему пострадавшие давали такие показания.
— Кто-нибудь придет из старших: «Надо сделать так», и он [солдат] будет делать, как ему сказали. Ему скажут копать здесь, и он будет копать. У них нет своего слова в армии. Они не могут отказаться от своих слов [показаний], так как их сразу накажут .. Их заставили это сказать.
«Дедов» взяли под стражу
Суд признал, что Елец виноват в превышении должностных полномочий, сопряженном с насилием, а Малышко — в пособничестве. В зале суда парней взяли под стражу. В течение десяти дней стороны могут обжаловать и опротестовать приговор.