В подъезд дома по улице Лиможа в Гродно жильцы предпочитают по одному не заходить. Если идут с ребенком, соблюдают строгое правило: сначала взрослый осмотрит подъезд и лестницу, потом пропускают ребенка. Перцовые баллончики имеются практически у каждого жильца. Молодые мамы на вечерние прогулки с детьми больше не выходят: уж слишком боятся встречи с соседкой.
Долгое время женщина страдала психическим расстройством, но в последнее время ситуация усугубилась: несколько раз она гналась за соседями с ножом, угрожала расправой и нередко включала газ. Обращения в милицию особой пользы не дают. Женщину кладут в больницу, лечат, но после выписки весь кошмар повторяется.
Побывали в небезопасном подъезде, пообщался с его жильцами и попытался узнать, можно ли оградить себя от психически больного соседа.
Бегает с ножом и угрожает расправой
— В подъезд заходите смело — ее (соседку с психическим расстройством – прим.) забрали на лечение, — говорит по телефону Ксения* (все имена в материале по этическим соображениям изменены).
Две недели у Ксении и ее соседей из гродненской пятиэтажки- полноценная жизнь: спокойно заходят в дом, ходят вечером на улицу и даже детей со школы встречать не приходится. Главный страх всего дома – соседка Мария – сейчас проходит лечение в психоневрологическом диспансере. Правда, скоро выписка, а это значит, что о спокойной жизни вновь придется забыть.
— Весь ужас начался еще летом. Я зашла в подъезд, поднялась на второй этаж, — вспоминает Ксения первое нападение Марии. — С предбанника выходит растрепанная соседка. В руках у нее огромный нож, привязанный на веревку. Она махала им перед собой, приближаясь ко мне. Я быстренько побежала к себе на пятый этаж. Она — за мной. Между перилами просовывала нож и царапала мои ноги и что-то приговаривала. Мое счастье, что дверь в мою квартиру была открыта, и я успела туда забежать.
В квартире Ксения вызвала милицию. Прибывшие сотрудники правоохранительных органов вызвали бригаду медиков. Женщину завезли на лечение. Но после выписки весь ужас повторился.
— Я была дома и услышала, как на площадке кто-то ходит. Посмотрела в глазок, а там Мария наша с ножом, — присоединилась к разговору Ольга. — Позже соседка рассказала, что в это время заходила в подъезд и встретилась там с Марией. Она сопровождала ее вплоть до квартиры с ножом в руках, а та, бледнея и потея от страха, вдоль стенки карабкалась до своей квартиры.
Однажды Ксению горе-соседка встретила поздно вечером у почтовых ящиков.
— Она подошла ко мне близко и говорит: надо же, какая встреча, а я без ножа, но ничего, я тебя еще найду и зарежу. В этот вечер мы снова вызвали милицию.
Жильцы дома пишут заявление во все инстанции с просьбой разобраться и помочь. С их слов, обращения к участковому результатов не дали – дело об административном правонарушении по ст.17.1 КоАП Республики Беларусь (мелкое хулиганство) было прекращено. Тогда жильцы собрали подписи всех соседей и обратились в прокуратуру.
— Оттуда пришел ответ, что «проверка проведена неполно, в связи с чем принятое ОВД решение отменено. Материалы направлены начальнику отдела для организации проведения дополнительной проверки», — цитирует ответ из прокуратуры Ксения. — Кроме этого мы обратились к администрации школы и садиков. Хотим, чтобы и они помогли нам обезопасить наших детей.
Боится мужчин, но нападает на женщин
Как рассказали соседи старшего возраста, Мария живет в доме давно и всегда отличалась странным поведением. Чем оно вызвано – не знает никто. Кто-то говорит, что была психологическая травма в молодости. Мария панически боится мужчин, замужем никогда не была. Позже еще и к алкоголю пристрастилась.
— Когда была жива ее мама, они часто ссорились. Она могла и побить престарелую маму, вещи выбросить из окна. Газ включала часто – в подъезде стоял его запах. Могла и в двери ломиться. Бывали периоды затишья, но стоило ей начать пить спиртное – ужас возвращался.
Теперь женщина живет одна. Периодически к ней приезжает сестра. Но помочь больной родственнице она ничем не может, говорят соседи. Сестра Марии общаться не стала.
— Общайтесь с соседями, пусть они вам все рассказывают, – ответила женщина и положила трубку.
Официально
Соседи мечтают только об одном – отправить женщину с психическим диагнозом на принудительное длительное лечение. Но законодательство в области оказания медицинской помощи сейчас не на стороне страдающих соседей: если в проведенной проверке не найдут состава преступления, Марию выпишут совсем скоро.
В Гродненском областном клиническом центре психиатрии и психологии прокомментировали возникшую ситуацию.
— Человек, страдающий хроническим психическим расстройством, имеет приступообразное течение болезни – есть обострение, есть ремиссия. В период обострения у него, как правило, нарастает психическая симптоматика. Тогда он – или самостоятельно, или по вызову соседей и родственников – попадает в психбольницу на лечение. Курс лечения длится в среднем месяц. Как правило, при выписке его состояние компенсированное, т.е. это фактически здоровый человек. Мы выписываем ему таблетки: 70 процентов пациентов исправно их принимают, остальные, увы, нет. Если больной совершает противоправные действия, попадающие под уголовное дело, то тогда его принудительно направляют на лечение на год - два, пять лет без выписки в зависимости от преступления. Если нет, то мы обязаны его выписать каждый раз при стабилизации ситуации, – рассказал Игорь Лелявко, заведующий диспансерным психиатрическим отделением.
Выходит, безопасность соседей сейчас будет зависеть от оценки ситуации правоохранительных органов: если будут доказаны факты противоправного поведения женщины, то шанс на спокойную жизнь у соседей все же появится.
— Жизнь становится невозможной, — чуть не плача говорит Ксения. — И самое ужасное, что этот замкнутый круг никто не может разорвать.