20-летний житель Волковыска так не хотел служить в Беларуси, что стал бродягой в России

Штраф в размере 50 базовых величин (или 1275 рублей) заплатит 20-летний житель Волковыска, уклонявшийся от альтернативной службы, пишет газета «Наш час».

В марте 2018 года Артем Гончаревич (имя и фамилия изменены), как и многие его сверстники, получил повестку из военкомата — пришло время отдать гражданский долг Родине. Воинская служба не входила в планы молодого человека: брать в руки оружие он не мог и не хотел по религиозным убеждениям. Трое его старших братьев в это время проходили альтернативную службу в различных медучреждениях. Следуя их примеру, он также подал заявление о замене воинской службы на альтернативную. Призывнику разъяснили, что в этом случае он будет служить не полтора года, а все три. Гончаревича это вполне устраивало. Призывная комиссия с пониманием отнеслась к его взглядам и приняла решение о замене. Альтернативную службу Гончаревичу предстояло проходить санитаром в одной из пинских больниц. 20 июня он должен был явиться в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома для получения направления. До этого дня оставалось еще полтора месяца. И будущий альтернативщик решил, что за это время он вполне успеет махнуть... на Байкал.

Артем всегда был романтиком. Мечтательным, творческим. Увлекался музыкой, писал стихи. Родители, очень религиозные люди, воспитывали детей в соответствии со своими взглядами. Поэтому Артем не всегда находил общий язык со сверстниками, которые, как ему казалось, тратили время на глупости. С близкими по духу людьми он общался в социальных сетях. Мечтал о карьере музыканта, ездил на кастинги, пытался заработать деньги для «раскрутки», искал людей, которые могли бы его поддержать… Но время шло, желающих «раскрутить» провинциального музыканта не находилось. Зато призывника нашла повестка из военкомата.

 Я очень люблю путешествовать, познавать мир, с удовольствием езжу по местам с красивой природой — это меня вдохновляет, после увиденного хорошо пишутся стихи. Впереди было три года службы, и я решил съездить, полюбоваться Байкалом… — рассказывал он во время следствия. — Предложил знакомому составить мне компанию, он согласился. На маршрутке из Минска мы доехали до Москвы, сели на самолет до Улан-Удэ, оттуда на попутках добрались до Оймура. Остановились у незнакомых людей, жили две недели, ходили на Байкал, любовались природой…

Две недели такой жизни, не обремененной заботами, пролетели незаметно. Нужно было возвращаться в Беларусь, где Гончаревича ждало направление на службу и три года труда в больнице. Не удивительно, что уезжал он из Оймура с тяжелым сердцем.

На попутках приятели снова вернулись в Улан-Удэ. Подкинувший их до города водитель предложил переночевать у его знакомых. Поскольку выбора у друзей не было, они согласились. Мужчина привез их в какой-то глухой район, где в большом доме жила странная компания: человек 20 молодых людей, по виду не то беспризорников, не то уголовников. О своем образе жизни они прямо сказали: «живем по понятиям». Что тут же подтвердили, забрав у гостей мобильный телефон и деньги, оставив 800 рублей на дорогу. С такой суммой не стоило даже мечтать добраться до Беларуси. Парням ничего не оставалось, как вернуться в Оймур. Впрочем, они были рады, что легко отделались.

По словам парней, в Оймуре они обратились в милицию, но не получили какой-либо помощи и решили возвращаться домой попутным транспортом. Втайне Артур радовался этому:

— Я и сам был рад, что так случилось. Я не хотел проходить альтернативную службу, я хотел гулять и наслаждаться жизнью, — признавался он позже.

Поездка по России казалась ему приключением. Как и всякое приключение, она была не совсем комфортной, порой даже небезопасной, но, как говорила другая любительница приключений, «в этом-то вся и прелесть».

Однако вскоре приключение стало превращаться в суровое испытание. Три недели друзья на попутках через Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск и Уфу добирались до Казани. Ночевали, где придется, иногда прямо на улице, голодали. Время от времени бродяг подкармливали водители-дальнобойщики. Тем не менее, о своем бедственном положении парни никому не сообщали, хотя такая возможность у них не раз была. Уже в Казани, связавшись с братом, Гончаревич узнал, что его разыскивает милиция, но снова не попросил о помощи, а решил… остаться в России.

— Я многое передумал по пути в Казань. Понял, что никому не нужен, и мои песни никому не нужны. Поэтому решил не возвращаться в Беларусь.

Обида на жизнь, на тех, кто не заметил его таланта, не захотел его поддержать, сыграла большую роль в этой истории. К сожалению, поспешив разочароваться, Артем совсем упустил из виду, что жизнь только начинается. Что служба — вовсе не препятствие для творчества, тем более — служба альтернативная.

Приятель вскоре уехал на родину, а Гончаревич стал осваиваться на новом месте. С помощью друзей из соцсетей нашел жилье, устроился официантом в караоке-бар. В это время в Беларуси его объявили в розыск. Сотрудники милиции проделали огромную работу по установлению его местонахождения. Его искали в больницах, колониях, в отелях и на вокзалах. Обратились за помощью к российским коллегам. Родители призывника странным образом устранились от ситуации, заявив, что общаются с сыном только с помощью соцсетей и о том, где он находится, не спрашивают. Наконец, участковому удалось связаться с Гончаревичем через мобильное приложение, но Артем сказал, что находится в Красноярске, вернуться не имеет возможности, да и не собирается.

Однако жизнь вдалеке от родины оказалась не «сахарной». Пожив полгода в Казани, Гончаревич решил поискать счастья в Москве, потом в Санкт-Петербурге. Но быстро понял, что в чужих городах его не ждут с распростертыми объятиями. Никто не спешил предлагать ему хорошую и высокооплачиваемую работу. Никого не интересовали его творческие способности. Устроиться удавалось лишь официантом в бар. Поскитавшись несколько месяцев по чужим углам, он все же решил вернуться домой.

В октябре он сам явился в военкомат, где узнал, что в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 465-1 «Неявка гражданина, в отношении которого принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, в орган по труду, занятости и социальной защите».

На суде Гончаревич признал свою вину. Он рассказал, что поначалу у него не было намерения уклоняться от службы, и он действительно собирался съездить на Байкал и вернуться. Однако затем передумал, потому что не хотел служить. Жизнь преподала ему хороший урок, и сейчас он признает свою вину.

— Я решил поменять бродяжническую жизнь на спокойную, вернуться в Беларусь, ответить за совершенное преступление и понести заслуженное наказание.

Учитывая искреннее раскаяние и добровольную явку, суд назначил ему наказание в виде штрафа. Сейчас Гончаревич живет и работает в Минске, уже начал выплачивать штраф. После того, как судимость будет погашена, ему все же придется выполнить свой гражданский долг, и на этот раз, возможно, альтернативы у него уже не будет.


Подписывайтесь на «Гродно 24» в Дзен Новости и на наш канал в Дзен

Поделись публикацией

Самые популярные публикации

 
 

Следи за нами в социальных сетях