Как семья беженцев из Украины создает под Гродно клубничную империю

Каждый год 20 июня мировое сообщество отмечает Всемирный день беженцев. Для миллионов людей это особенный день, который отзывается в душе и болью, и надеждой. Только за прошлый год в мире 79,5 миллиона человек вынужденно покинули свои дома, из них 26 миллионов имеют статус беженца. Получается, каждый сотый человек на планете является вынужденным мигрантом.

В Беларуси проживает порядка 9500 беженцев, лиц, ищущих убежище, и лиц без гражданства. Уже 25 лет Представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Беларуси помогает вынужденным мигрантам получить необходимую помощь и реализовать свое право просить убежище.

За каждой цифрой стоит судьба конкретного человека, которому резко пришлось покинуть свою страну, дом, друзей, отказаться от планов на будущее. По данным Министерства внутренних дел, в этом году с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратились более 260 человек, около 75% из которых – граждане Украины. Мы поговорили с одной из таких семей. Семья Татьяны из Украины была вынуждена оставить свой дом, но не изменила мечте, и уже несколько лет успешно развивает клубничный бизнес в агрогородке Озеры, в 20 км от Гродно.

— Мы переехали в Беларусь из прифронтового поселка Новолуганское. Все мои дети — две дочери Надя и Юля, сын Сергей жили в Украине, а я в какой-то момент уехала в Беларусь к своему мужу белорусу, — рассказывает Татьяна. — После катастрофы на Чернобыльской АЭС Мишу и его родителей переселили в Гродненскую область. Там мы и прожили девять месяцев, а потом, когда я была на работе, у мужа случился инсульт. Он выжил, но теперь у него первая группа инвалидности. Дочка Надя уговорила нас переехать обратно в Новолуганское, чтобы все были вместе. Так мы все дружно и жили, пока в 2014 году не началась война. В нашем поселке такой ужас творился, даже вспоминать тяжело.

Надя: – Для взрослых выстрелы стали почти привычными, а дочку Настю старались беречь, дома о войне не говорили. Только в школе испуганным учителям приходилось заставлять первоклашек ложиться между парт. Уже в Беларуси, отмечая День рождения дочки, мы на улице зажгли салют, и Настя в ужасе разрыдалась.

– С тех пор мы не покупаем салюты. У дочки был серьезный стресс, – говорит Дмитрий, зять Татьяны. – За детей было очень страшно. Сидим дома, а она трясется, окна в подъезде повылетали. Поэтому приняли решение всей семьей уезжать.

Татьяна: – Мужа после инсульта перевозили лежа в машине, дети ехали на поезде. Вместе со всей семьей в новую страну переехал и наш рыжий кот Бакс. Пока проезжали зону АТО, у меня сердце в пятки уходило, когда навстречу ехали машины с солдатами, нас проверяли на блокпостах. Мы боялись разговаривать: вдруг ляпнешь что-то не то? Оружие производит страшное впечатление! Ехали мимо разрушенных домов, взорванных мостов – все это удручало.

- Что пришлось оставить в Украине, кроме дома?

Дмитрий: – У нас был большой бизнес, которого мы лишились — огромные поля с клубникой и малиной, мы поставляли ее в крупные торговые сети. Но из-за военных действий нашему любимому делу пришел конец. Магазины не вернули деньги за поставки, поля заминировали. Мы почти ничего не смогли забрать: ни насосы, ни дорогое оборудование. Какое-то время я ездил из Беларуси туда-сюда, но обстановка стала очень опасной. Сторож, который охранял поля, бежал, бросив все, но, главное, собак успел забрать, иначе бы они погибли. Для нашей семьи это был хороший стабильный доход и любимое дело, которого мы лишились.

Надя: – Первые два года морально было очень тяжело. Хоть и место для жизни было не совсем чужое, здесь жили родственники и знакомые дяди Миши, мужа мамы. Нас встретили очень хорошо, приносили продукты, морально поддерживали. Но после переезда мы все очень скучали по прежней жизни. Я выросла на Украине, где все родное, привычное, а здесь нервничала, когда сталкивалась с какими-то трудностями, но постепенно успокоилась. Когда в Гродно мы обратились в миграционную службу, сразу ощутили разницу в отношении белорусских сотрудников к населению. Оно очень уважительное. Все сделали быстро и качественно. Это нас приятно удивило.

Год семья жила в подвешенном состоянии, но быт постепенно наладился, и Дмитрий с Надей решили попробовать вернуть любимое дело – выращивать в Озерах клубнику, ведь они знают про эту ягоду все.

Дмитрий: – Дома у меня поля исчислялись десятками гектаров! Раньше на их месте были пустыри, но мы все облагородили, кропотливо обустроили, я душу туда вложил.

И мы решили попробовать снова. Сначала взяли 10 соток, а в 2019-м еще два гектара земли на пустыре.

Надя: – До 2018 года пытались самостоятельно встать на ноги и за помощью никуда не обращались, привыкли рассчитывать только на себя и свои силы. Но когда наступил критический момент в жизни, знакомая подсказала, что есть такая организация – УВКБ ООН. На встрече с их представителем в Беларуси Жан-Ивом Бушарди мы рассказали свою историю. Потом сотрудники УВКБ ООН приехали к нам домой – как раз начинался сезон – посмотрели, и приобрели для нас минитрактор. Я даже представить не могла, что мы можем получить такую помощь, Бог послал ее в нужное время. Мы были так рады, и долго не могли поверить, что это чудо случилось с нами! Ведь в тот момент для семьи были тяжелые времена – и финансово, и морально.

Дмитрий: – Своя техника – это, конечно, счастье. На этом тракторе я перепахал пустырь, на котором уже 10 лет росла только сорная трава по пояс. Конечно, это быстрее и удобнее! Я вручную с мотоблоком две недели готовил поле в 10 соток, а с трактором вспахал два гектара за день. Это совсем другой подход к работе – обрабатывать поля своей техникой, ни от кого не зависеть, работать по удобному графику. Часть оборудования мы докупили сразу, что-то взяли в рассрочку. Высадили сидераты для улучшения почвы и специальные цветы, которые отгоняют вредителей – вместо химии, будем оздоравливать землю.

Сейчас Дмитрий может похвастаться 5000 кустами хорошей ягоды. Выращивают ранний, средний и поздние сорта, которые плодоносят вплоть до середины августа.

Часть выделенной земли готовят к новым посадкам.

Дмитрий: – Долгое время она была заброшена, и перед тем, как что-то сажать, надо ее хорошо подготовить и привести в порядок. Делаем это все тем же трактором, который нам приобрели УВКБ ООН. Потихоньку развиваемся! Планируем в этому году ставить теплицу и пробовать там выращивать клубнику, виноград и голубику. Клубника в теплице созревает быстрее, потому и дороже ценится. Ни у кого еще клубники нет, а здесь уже можно собирать ягоды.

Сейчас для семьи Дмитрия самое активное время в году — сбор урожая. Ягоду нужно собрать, кусты обработать. Появились помощники среди местных жителей. Несмотря на то, что в семье растет младшая 2-хлетняя малышка Даша, супруга Надя также старается активно помогать мужу — собирает клубнику, занимается ее продажей на рынке в Гродно.

Надя: – С 1 сентября младшая дочка пойдет в садик и у меня появится больше времени для помощи мужу и старшей Насте. Она ходит в местную школу в Озерах. Раньше активно занималась танцами, но когда у нее обнаружили болезнь Крона (хроническое воспалительное заболевание кишечника), пришлось сократить все активности. Сейчас пока только школа, но она много пропускает, потому что часто лежит в больницах. Когда случается обострение, едем в Минск, это лечение для нас бесплатное.

Еще Настя увлекается съемкой видео для TikTok, хочет снимать ролики для YouTube, но делать это качественно, а для этого нужна помощь взрослых. А у нас все руки не доходят: то больница, то клубника.

- Вы уже можете назвать Беларусь своим домом?

Надя: – Да, уже появилось это чувство! Дом для меня это люди, которые живут вместе, одной семьей, их взаимоотношения. Человек сам создает место, которое становится для него домом.

Татьяна: – Сейчас я уже освоилась, есть своей хозяйство: гуси, куры, собаки. Переживаю только за семью сына, которая решила остаться в Новолуганском. В Беларуси мы уже пустили корни, несомненно, это вторая родина. У нас здесь и своя «белорусочка» родилась, внучка Даша (улыбается).

Дмитрий: – Иногда я задумываюсь, а для чего мы сюда переехали? Значит, Бог нас сюда привел и нам надо быть здесь. Начнем с малого и будем потихоньку расширяться, развивать семейный бизнес. А там, со временем, смотришь, и клубничная столица Беларуси из Лунинецкого района переместится в Озера.

Интервью подготовлено на основе материалов, предоставленных представительством верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Беларуси. УВКБ ООН, Агентство ООН по делам беженцев – всемирная организация, чьи усилия направлены на спасение жизней, защиту прав и создание лучшего будущего для беженцев, вынужденно перемещенных людей и лиц без гражданства. Агентство стремится обеспечить право каждого человека, бегущего от насилия, преследования, войны или катастрофы в родной стране, искать убежище и получить защиту в другом государстве. Представительство УВКБ ООН в Беларуси способствует вовлечению бизнес-сектора в гуманитарную деятельность, а также ведет совместную деятельность с органами государственного управления. УВКБ ООН в Беларуси работает с сентября 1995 г.


Подписывайтесь на «Гродно 24» в Дзен Новости и на наш канал в Дзен

Поделись публикацией

Самые популярные публикации

 

Следи за нами в социальных сетях