Быть медиком в Беларуси в эпоху пандемии непросто вдвойне. Мало того что постоянно рискуешь и сильно устаешь, так еще и нужно доказывать, что ты не верблюд. Последние громкие новости касались того, что медикам не выдают обещанных зарплат. Выступил министр здравоохранения, сказал, что все хорошо, — и ситуация поутихла. А сейчас набирает новые обороты. Фельдшеры Ушачской ЦРБ оказались еще и должны государству — им нужно вернуть апрельские доплаты, которые они получили якобы незаслуженно. Это выяснила администрация больницы после пересчета. Фантастика? Нет, белорусская реальность.
Как пишет Onliner.by, Татьяна работает фельдшером скорой на полную ставку. В апреле больше трети своего рабочего времени она потратила на людей с коронавирусной инфекцией и контактов первого уровня. В мае получила доплату (чуть более 1600) и была счастлива, что ее труд оценили по достоинству. Женщина не успела вдоволь нарадоваться доходу, как в администрации больницы сказали: лучше не тратьте, в указ вносятся изменения — возможно, деньги придется вернуть. Так и случилось. В расчетнике за май у Татьяны к выплате ноль рублей и ноль копеек.
— У нас на скорой адекватные расчетники получили только два фельдшера из десяти, остальные получили ноль. В апреле вышел этот указ (№131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения»), нам должны были дать по две тысячи. Да, посмотрели, что у нас каждую смену есть пациенты с COVID-19. Дело в том, что в апреле про треть рабочего времени, проведенного с коронавирусными пациентами, ничего не было. Как и про недоплаты за работу с контактами первого уровня. Речь шла о том, что скорая получает по две тысячи рублей, прочие (водители, диспетчеры, например) — по тысяче. И нам выдали эти надбавки — 1670 рублей. Отдельным чеком, не в расчетник. Но потом начали выходить дополнения, и нам сказали, что эти деньги отберут. 8 мая выдали зарплату с надбавками, а через несколько дней сказали не тратить доплаты: будет перерасчет, вам неправильно насчитали, — вспоминает Татьяна.
Потом начали выходить дополнения, и у фельдшеров возникло ощущение, будто они вообще не работают с коронавирусом. Медиков вызвали на разъяснительную беседу с администрацией — главврачом, бухгалтером и начмедом.
— Нам объяснили, что «таксистам» не положены такие деньги и что мы должны пачками или вагонами возить больных и работать непосредственно в очаге. А то, что мы делаем... Вот 300 рублей доплаты за COVID-19 мне насчитали за май — и те высчитали. Если мою апрельскую доплату будут высчитывать и дальше, получается, что я еще и должна осталась больнице. Тогда июнь я тоже отработаю забесплатно. Дадут аванса рублей 300 — и в расчетном снова будет ноль. Я считаю, что это несправедливо, — говорит фельдшер.
Теперь в надбавки не входит работа с контактами первого уровня и с пневмониями.
— Хотя, по моим расчетам, мне и в этом месяце должны были доплатить эти две тысячи... Но получается так: мы привозим пациентку с температурой и пневмонией, у нее берут мазок — COVID отрицательный. Женщину выписывают после пневмонии, а потом у нее находят коронавирус, но это уже другая дата. А я же ее привозила, была с ней в контакте. А доплата — с момента взятия мазка, и эта дата не совпадает с той, когда я была у пациента. Еще у нас фельдшер болела, лежала с пневмонией. Ее выписали, она еще побыла дома на больничном, все мазки были отрицательными. Вышла на работу, прошла неделя, и сдала кровь на антитела — анализ показал, что у нее COVID-19. И у фельдшера, с которой я работала в смену, тоже подтвердился коронавирус. Как же мы не контактируем с коронавирусными больными? Не с пациентами, так со своими коллегами, — рассуждает Татьяна. — В приемный покой привозишь пациента с инсультом, а там принимают человека с COVID-19. Ну я же с ним контактировала: заходила и передавала документы. Но это нигде не зафиксировано. Мы привозим рентген-лаборантов, все это ходит мимо наших дверей, люди с подтвержденным COVID-19 идут на снимки в масочках и в перчатках, у нас же нет этих биобаков. Я выхожу на вызов, а мимо идут они.
Татьяна расстроена, что многих из ее коллектива лишили средств к существованию. Она не знает, как ей содержать своих детей.
— Я позвонила в Министерство здравоохранения в Минск — они сказали, что это неправомочно и будут предприняты меры. Надеюсь, что в понедельник я хоть что-то получу, — надеется она. — Иначе получается, что в мае и июне мы будем работать бесплатно.
Справочно. Согласно ст. 108 Трудового кодекса («Ограничение размера удержаний из заработной платы») при каждой выплате зарплаты общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, — 50%.
Onliner не смог дозвониться администрации Ушачской ЦРБ, чтобы прояснить ситуацию. Если нам удастся получить комментарий, он появится здесь.
Дополнено. Главврач Ушачской ЦРБ: апрельская доплата удерживаться не будет
Сергей Моисеев, главный врач больницы, прокомментировал ситуацию. По его словам, ситуация не до конца выяснена.
— По графику заработная плата у нас 8-го числа. У людей никто ничего не удерживал. Сегодня сотрудники получили другие расчетные листы в соответствии с приказом Минздрава от 4 июня, который регламентирует выплаты. В соответствии с этим документом были сделаны расчеты, перерасчеты. В связи с этим людям уже распечатали новые расчетные листы и начислена (подчеркиваю) та заработная плата, которую они получат в банкоматах, — Сергей Моисеев считает, что сотрудники должны сначала обратиться за пояснениями в бухгалтерию и администрацию больницы, чтобы решать вопросы на месте.
По словам главврача ЦРБ, с сотрудниками медучреждения постоянно проводятся встречи, где разъясняются непонятные моменты. Инфекция новая, поэтому работа постоянно меняется: это касается и тактики лечения, и других вопросов.
— Мы говорили, как только получим какие-то разъяснения и документы, могут быть изменения в начислениях. Но мы всегда идем навстречу сотрудникам. Самый важный момент, что изначально начисления носят ретроспективный характер: идет принятие решения по той информации, которая прошла. То есть это и количество тех же контактов (с пациентами, у которых подтверждается COVID-19. — Прим. Onliner). Плюс всегда сотрудникам объясняем: если вдруг кто-то чего-то не учел, не нужно волноваться, подавайте информацию — она будет учтена в последующем. Условно говоря, если кто-то забыл указать свой контакт за апрель, будет проведена доплата за этот случай, — сказал он. — Если вас интересует вопрос относительно того, будет ли удерживаться (апрельская доплата. — Прим. Onliner), — нет, не будет. И фельдшеры увидят это, когда подойдут к банкомату в понедельник.
Главврач больницы также объяснил, что новых расчетников фельдшеры сегодня не забрали, потому что не были на смене.
— В соответствии с приказом уточнены некоторые моменты, и никто не должен бояться, что пострадает. Здесь нет ситуации, которую преподнесли наши сотрудники. К сожалению, это произошло, потому что они в первую очередь должны были обратиться в администрацию и уточнить, что же происходит, — сказал Сергей Моисеев.
Кроме того, главному врачу показалась неприятной формулировка фельдшера: «Нам объяснили, что „таксистам“ не положены такие деньги и что мы должны пачками или вагонами возить больных и работать непосредственно в очаге», а именно слово «таксисты». Он говорит, что никогда не позволил бы себе так назвать своих сотрудников.
Он рассказал, что больница постоянно старается улучшить условия работы и помочь своим сотрудникам. Например, по инициативе Сергея Моисеева ЦРБ в ближайшее время закупит две современные машины скорой помощи на смену «буханкам»: эпидемия показала, что оборудование даже небольшого медучреждения играет важную роль в оказании помощи пациентам.
Комментарий юриста: «Если заработная плата излишне выплачена работнику не вследствие счетной ошибки, то она не может быть взыскана обратно»
Юрист Татьяна Ревинская в общении с Onliner рассказала, что удержания из заработной платы могут производиться по распоряжению нанимателя и только в случаях, предусмотренных законодательством, — такие ситуации расписаны в ч. 1. ст. 107 Трудового кодекса.
Так, удержания могут производиться:
- для возвращения аванса или сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок, неизрасходованного аванса на командировки или перевод в другую местность, на хознужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания;
- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска;
- при возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю.
Частью 2 ст. 107 ТК предусмотрено, что «заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в том числе при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки».
— Проще говоря, если заработная плата излишне выплачена работнику не вследствие счетной ошибки, а в силу каких-либо других причин (например, в связи с неправильным применением закона, ошибочным применением положения о премировании), то она не может быть взыскана обратно. По смыслу закона полученная работником «завышенная» зарплата признается неосновательным обогащением (п. 1 ст. 971 ГК). Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 978 Гражданского кодекса, «не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, суммы по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки», — пояснила Татьяна Ревинская.
По словам специалиста, четкого определения «счетной ошибки» в законодательстве не дано. Но, исходя из разъяснений, можно говорить о том, что счетной ошибкой признается ошибка, образовавшаяся в результате неправильного счета, неправильного набора цифр, перестановки, описки, опечатки, пропуска или повторного ввода данных, арифметической ошибки при подведении итогов, неточного округления и др.
— Не относятся к счетным ошибкам, в частности, ошибки, допущенные в результате неправильного применения законодательства, в результате невнимательности или небрежности бухгалтера, — уточнила юрист.