Гродненский центр заливает напористое солнце. Скрываемся от зноя в подвальном помещении. Здесь свежий ремонт, темные стены и красные вставки. Это помещение первого в городе индийского ресторана. Владелец прилетает с основной работы и, чуть запыхавшись, начинает проявлять гостеприимство. Он появился в облцентре еще в 2010-м. Понятно, не предполагал, что останется, но остался. Открыл, расширил и планирует дальше расширять свой бизнес. К магазину индийских товаров прибавился ресторан индийской кухни, которые увенчает лавка индийской одежды, пишет Onliner.
Гастроэнтеролог, острые приправы
Администратор уточняет заказ. Виниш дает пояснения и возвращается к разговору. Общается на смеси русского и английского, перескакивая в самых неожиданных местах.
Изначально индиец не планировал учить язык, думал, что вернется домой. До четвертого курса успешно забивал на русский. Но после началась врачебная практика. Стало ясно, что взаимодействовать с пациентами без таких знаний успешно не получится.
Да, два года назад Виниш получил диплом врача и теперь работает гастроэнтерологом в четвертой больнице Гродно. Парень сразу же расставляет приоритеты: в первую очередь он врач, а уже после бизнесмен. Есть намерение пригласить сюда кого-то из родственников (скорее всего, дядю) для контроля за магазином и рестораном. Винишу больше хочется развиваться во врачебной практике.
Проект с магазином стартовал несколько лет назад. Он вырос из боли Виниша, которую он испытывал в Гродно поначалу.
Был 2010-й, когда парень приехал в РБ учиться. Совсем молодой и слабо готовый к новой действительности. Стояла осень. Индиец провел ее в стартовом волнении от всего необычного и встретил свою первую снежную зиму, от которой пришел в восторг. Теперь радостно говорит, что лето — не его пора, слишком жарко. А вот поздняя осень и зима — вообще топ.
Местные люди понравились индийцу почти сразу же. Эту симпатию он хранит в себе десятый год. Виниш поясняет: никто не мешает, никто не наглеет, никто не лезет. В общем, с Гродно случилась полная любовь. Все было прекрасно, за исключением еды. Конечно, человеку хотелось хотя бы чуть-чуть родины в тарелке. Он отчаянно хотел купить индийские продукты: чай, острые приправы. Активно ходил по гипермаркетам и рынкам, но ничего не находил.
Соцсетки, имбирное вино
Проблему надо было как-то решать, но Виниш, как мы уже узнали выше, толком не знал русского и не понимал, как ориентироваться в гродненском пространстве. Тогда и родилась идея открыть магазин индийских товаров. Зрела долго. Но сейчас магазин действует на Центральном рынке. Косметика, приправы, масла.
Индийцу нравилось работать в магазине, продавать товары и консультировать местных, объясняя назначение выставленных на прилавках вещей. Виниш говорит, что на старте никто вообще ничего не понимал. Но потом развились экотренды и поднажали заведенные соцсетки. Этот комплекс позволил магазину состояться. Хозяин доволен положением дел и считает бизнес успешным.
Если первое время клиентуру составляли индийские студенты, то теперь белорусы. Для местных Виниш когда-то заморочился и сделал все описания своих товаров на русском языке.
— Будешь вино из имбиря?
— Алкоголь?
— Да нет. It's not alcohol, это для здоровья, даже small children могут пить, helps for насморк.
Товары доставляются из Мумбаи. Бизнес-центр Индии. Сам Виниш из Хайдарабада — большого города на юге страны. У друга родителей был сын, который как раз поступил в Гродно. Как-то отец пришел к Винишу и сказал: «Хочешь учиться в Беларуси?» Виниш не понял и стал гуглить, что такое Беларусь. Несколько дней посерфил, а потом решил: «Почему нет?»
Визовые вопросы заняли месяц, после самолет домчал индийца в Минск. Еще чуть позже случилось знакомство с Гродно. Никто не предполагал, что получится так крепко притереться.
Хайдарабад, коронавирус
После получения диплома парень счастливо вернулся в Индию полностью убежденным, что начнет практику именно там. Правда, случился нежданчик — на него напала тоска по Гродно. Получился очень сложный месяц. Виниш все время открывал Facebook и рассматривал фотки Гродно. Эмоциональную связь с городом можно понять. Тут Виниш учился многим вещам — от готовки до взаимодействия с людьми другой ментальности — и взрослел.
Один месяц в Хайдарабаде — и назад в Гродно. Родители не сказать чтобы были в восторге. Виниш парировал, мол, жизнь моя, мои решения. Папа и мама со временем поняли, что сыну интересно, и перестали обижаться. Счастливая, в общем, история. Периодически бизнесмен навещает родителей, но говорит, что 10 дней ему хватает с головой, после хочется назад.
Индийские студенты продолжили массово заезжать в Гродно. Прямо сейчас в городе их что-то около тысячи. Виниш постоянно слышал их запрос на родную еду. И решил удовлетворить потребность соотечественников. Понятно, бизнес. Понятно, масштабирование магазина. Понятно, забота о младших товарищах. Многие индийцы сейчас оказались в такой же ситуации, как он сам десять лет назад. Молодые люди просто не умеют готовить.
Те же индийские студенты помогли с ремонтом, потому получилось не супердорого. Мы сидим в подвальном помещении на улице Калючинской. Раньше здесь работал бар «Молоко». Открытие было запланировано на 16 мая. Правда, «корону» тогда признавали на всех уровнях. Масштабного запуска не вышло. Ресторан месяц работал на доставку. Когда стало попроще с эпидемиологической обстановкой, двери открылись для гостей.
Иностранцу повезло с партнером, который по дружбе объяснил, что расчет на индийских студентов (пусть и многочисленных) изначально так себе. Предложил не ограничивать территорию и распространять культуру по Гродно. Так что «Ганга» (да, ресторан так называется) позиционирует себя как заведение для всех.
Налоги, конкуренция
Приносят рис и лепешки. Виниш рассказывает, что из Индии пока не могут приехать трое поваров. В активную фазу коронавируса посольство было закрыто. Сейчас он занимается этим вопросом. Пока блюд 25, будет 40. Да и время работы можно расширить.
— Рис для тебя не слишком острый?
— Нормально, спасибо.
Виниш — не белорусский резидент. При этом оформление бизнеса вышло не самым сложным. Только ко времени всего производства были вопросы. Индиец отмечает, что по сравнению с его родиной получилось долго. От идеи до открытия прошло три месяца. В Индии это заняло бы неделю. В кучу ко всему налоги. Белорусские выше индийских. В остальном ситуация рабочая.
На резонный вопрос, почему проект открылся не в столице, раз уж он настроен на рост предприятия, Виниш отвечает, что просто не любит суету. Тишина Гродно сформировала их любовь. Индиец говорит, его опыт посещения столицы РБ дает понять, что город крайне стремительно ускоряется по темпу жизни в сравнении с остальной страной. И пробки уже такие, как в Индии. Возвращаясь в Гродно, Виниш отдыхает.
Он говорит о туристическом потенциале облцентра и «безвизе», желании развиваться и продвигать культуру своей страны здесь. Традиции бизнесмен ставит даже выше всего остального и дополняет, что вскоре хочет открыть в городе магазин индийской одежды.
Что до туристического потенциала, Виниш считает, что Гродно растет. Десять лет назад, когда он только сюда приехал, было намного скучнее. Мол, у города по уму действительно есть чем привлекать. И стандартный набор ресторанов разных кухонь ему только пойдет на пользу. Потому что на данный момент подобное разнообразие наблюдается разве что в Минске.
Индиец искренне недоумевает, почему так. Ведь конкуренции в областных центрах почти нет. По крайней мере, он точно не чувствует и спокойно занимает свою нишу. До него в Гродно индийской еды не было вообще.
Доедаем, договариваем, доделываем фотки — и расходимся. Навигатор выводит в Минск мимо центра города. Гродно — это, конечно, любовь.