Жительница Гродно Яна Воробьева дошла до суда, чтобы доказать, что ее необоснованно не включили в состав участковой избирательной комиссии. Гродненка рассказала, как прошел суд и был ли у нее шанс на победу, пишет Sputnik.
Думала, что достойна считать голоса
Решение подать заявку для участия в избирательной комиссии 25-леняя Яна Воробьева из Гродно решила подать внезапно. Увидела в соцсетях инициативу «Честные выборы» и поняла — нужно проявить гражданскую активность.
По словам девушки, она решила, что будет достойной кандидатурой для подсчета голосов – у нее высшее образование, есть опыт работы с большими объемами данных, с бланками строгой отчетности, документами. Также девушка участвовала в организации крупного городского мероприятия, у нее было рекомендательное письмо от работодателя с положительными откликами.
— Причин разувериться во мне как честном и трудолюбивом человеке не было, — отмечает Яна.
Отказ
По словам девушки, она подавалась от жителей своего избирательного участка №98, который находится в СШ №40 в микрорайоне Вишневец в Гродно. Собрала нужные десять подписей от соседей, а также приложила автобиографию, рекомендательное письмо с работы и занесла заявление. Правда, свою фамилию в окончательном списке членов участковой избирательной комиссии не увидела.
— Я не была на заседании комиссии. Но присутствовать было бесполезно. Там проходило только голосование, сказать слова в свою защиту никому не давали, — отмечает Яна и добавляет, что, подавая заявку, знала, что скорее всего, с списки избранных не попадет.
Списки людей, выбранных считать голоса на выборах в Октябрьском районе Гродно, опубликовали в интернете только через сутки после заседания комиссии. У гродненки был всего один день, чтобы обжаловать это решение. И она решила идти до конца.
— Я была одной из немногих, кто пошел в суд. Это не страшно, я все делала по закону, — говорит девушка.
На заявление в суд ушло три часа
В суде, как показалось Яне, были удивлены ее желанию оспорить решение комиссии.
— Все бумаги приняли, на это ушло около трех часов. Сначала не знали, что со мной делать, просили подождать. Потом не хотели принимать документы, говорили, что они неправильно составлены. Потом попросили сделать ксерокопии, но в суде не нашлось ни одного ксерокса. Пришлось ехать на работу, делать копии, — рассказывает гродненка.
Также ей пришлось раздать повестки в суд десяти своим соседям, от имени которых она выдвигалась в участковую комиссию, взять у них заявления, если они не могут присутствовать на заседании. Суд назначил рассмотрение дела на утро понедельника, на подготовку были только два выходных дня.
Правда, девушку никто не предупредил: в случае, если заявители не могут прийти на заседание суда, нужно получить от них доверенность, чтобы представлять их интересы и иметь возможность выступать в суде. Сама Яна защищать свою позицию не могла.
— Я не юрист, не знала этих тонкостей. В жалобе сказали написать, что я буду выступать от имени заявителей, но не предупредили о доверенности. Все выходные готовилась, даже речь написала. А потом весь суд просидела на скамейке и слушала, что говорят представители администрации, прокурор и судья. А я ничего не могла ответить в свою защиту, — вспоминает Яна.
Оспорить решение районной комиссии в суде не получилось. Суд Октябрьского района Гродно признал, что участковая избирательная комиссия №98 была сформирована без нарушений. Правда, судебное заседание не оказалось бесполезным. Здесь девушка узнала, по каким критериям комиссия выбирала людей, которые будут считать голоса на президентских выборах.
На суде узнала: четких критериев нет
— На суде узнала, что четких критериев, на основании которых формируется участковая избирательная комиссия, как таковых нет. На это пеняла как сторона ответчика, так и сторона защиты. Если есть конкурс в избирательную комиссии, то решение принимается на основании личных и деловых качеств кандидатов. Это очень субъективные вещи, — делится своими впечатлениями Яна.
По ее словам, она не прошла, так как комиссия единогласно проголосовала против ее кандидатуры. За тех, кто прошел, голосовали единогласно «за», иногда было большинство «за» и парочка «против» или «воздержался».
— По странному стечению обстоятельств, 10 из 12 человек, которые вошли в участковую избирательную комиссию №98, это сотрудники СШ №40 – учителя, завуч, библиотекарь, педагог-организатор. Почти все входили в состав участковых избирательных комиссий на последних парламентских выборах. Но в суде признали, что создание комиссий прошло без нарушений, районная комиссия, которая их формировала, также была создана без нарушений, — рассказывает девушка.
По ее наблюдениям, ее кандидатура, которая не прошла, соответствовала прописанным в законе критериям точно также, как и те, кто прошел.
— В суде упоминали шесть критериев. Образование у меня высшее, как, думаю и у других претендентов. Второй — участие в массовых мероприятиях. Но как они проверяли это участие, например, я организовывала массовые мероприятия, но это не учли. Третье — коммуникабельность, но это без личного общения сложно проверить. Четвертое — гражданская позиция. Как ее оценивали, непонятно, так как абсолютно все претенденты беспартийные. Пятый — знание гражданского кодекса. Здесь, что тестирование нужно проводить? Шестой — это опыт работы в участковых избирательных комиссиях. Но как его получить, если без него не возьмут в эту комиссию, — рассказала девушка.
Не попав в списки людей, которые будут считать голоса, она решила не опускать руки. Сейчас хочет попасть в списки наблюдателей на выборах. Неудача в суде Яну не расстроила, рассматривает это как опыт, который может пригодиться в будущем ей самой или кому-то из знакомых.