В научном сообществе всегда велись негласные споры о том, какие эмоции испытывают животные и как им удается их выражать. Каждый, у кого есть домашние животные, чувствует себя частью семьи и прекрасно знает, что они тоже могут быть счастливы или страдать. Профессор приматов Франс ди Ваал — один из самых сильных сторонников теории о том, что млекопитающие могут испытывать те же эмоции, что и мы. За этим заявлением стоит многолетняя научная работа, множество исследований, доказательств и выводов. Вот самые важные из них.
В мозгу собак, которых научили выполнять команды, при магнитно-резонансной томографии наблюдалась та же активность, что и в мозгу чиновника, ожидающего вознаграждения за хорошо выполненную работу.
Что еще более интересно, собаки тоже могут ревновать. Это обнаружили ученые Венского университета. Если, например, мы обучаем двух собак командам и даем награду одной, а не другой, то вторая не только откажется от задания, но и почувствует зависть.
Шимпанзе так же привязаны к людям, которые о них заботятся, как и мы к членам своей семьи. И эта эмоциональная связь все еще присутствует у обезьян даже после многих лет разлуки, а также то чувство безопасности, которое дают нам наши близкие.
Еще одна эмоция, на которую способны шимпанзе — это благодарность/ Они четко осознают, когда человек хочет, и помогает им, в результате чего они меняют свое поведение и демонстрируют свои эмоции.
Также оказывается, что не только у людей отношения между двумя людьми могут быть эмоциональными. Мы знаем о животных, которые на всю оставшуюся жизнь выбирают только одну половину. Но вряд ли мы могли представить, что грызуны могут страдать от разбитого сердца.
У влюбленных более высокий уровень окситоцина в крови, чем у тех, рядом с кем нет человека. Тот же гормон был обнаружен у пар полевок (разновидность полевых грызунов) в Северной Америке. Они чувствуют сильную привязанность друг к другу во время спаривания, и если они теряют партнера, они впадают в настоящую депрессию, потому что нарушается гормональный баланс в их мозгу.