Энергетический кризис в Европе не только удерживает цены на электроэнергию на рекордном уровне, но и «ломает» геополитические схемы ближайших соседей. Об этом РИА Новости сообщили эксперты.
На днях эстонский энергетический оператор Elering призвал Россию и Беларусь срочно увеличить поставки электроэнергии в страны Балтии и, прежде всего, в Литву. Россия в лице Интер РАО уже отреагировала положительно. Российские производители готовы довести поставки до гигаватт-часа, т.е. увеличить их в десять раз, так как в настоящее время отпуск электроэнергии в страны Балтии не превышает 100 мегаватт-часов.
И как возникла такая ситуация с дефицитом электроэнергии в прибалтийских республиках?
Эксперт Сергей Савчук поясняет, что для ответа на этот вопрос стоит совершить небольшое путешествие в прошлое, чтобы понять всю глубину нынешней ситуации и особенности положения игроков. Он отметил, что страны Балтии на пути к Евросоюзу, пытаясь доказать свою максимальную лояльность, выполнили буквально все требования Брюсселя.
Это привело к максимальному «охлаждению» отношений с Москвой, переписыванию истории, но, что наиболее важно, страны Балтии начали «самоубийственный» эксперимент по разрыву энергетических связей с Россией и Беларусью, сказал Савчук в комментарии.
Здесь следует отметить, что среди «балтийской тройки» политика Литвы была особенно радикальной, глухой к голосу разума и законам физики. Игналинская АЭС, расположенная на перекрестке дорог Литвы, Латвии и Беларуси, демонстративно закрылась. Игналинская АЭС имела стратегическое значение не только потому, что гарантировала национальную энергетическую безопасность, но и позволяла экспортировать электроэнергию.
До начала 2000 года киловатт-час, производимый на Игналинской АЭС, стоил менее двух евроцентов и продавался потребителям не менее чем за десять евроцентов.
Затем электричество продавалось по кратчайшему маршруту на север, в Латвию и Эстонию. Брюссель под предлогом якобы ненадежности советских реакторов призвал закрыть атомную электростанцию. Вильнюс делал это очень старательно, игнорируя выводы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которые дали понять, что Игналинские реакторы РБМК-1500 были самыми надежными в Европе (на то время). Второй энергоблок единственной в Литве АЭС был окончательно остановлен в декабре 2009 года.
Со вступлением в ЕС страны Балтии практически отказались от импорта российской электроэнергии, «заморозив» большую часть энергомостов и оставив Литву в качестве единственного «окна» для поставок.
Кроме того, Польша выбрала Литву в качестве гаранта собственной энергетической безопасности. Северо-восточные районы Польши, где вообще нет своей электростанции, получали электроэнергию из Швеции. Подводный силовой кабель Nord Balt соединяет шведский город Нибро и литовский город Клайпеду, идя дальше на юг к радости польских потребителей.
Вся эта сложная и нестабильная схема работала до этого года. А затем «разразился» глобальный энергетический кризис, цены на энергоносители взлетели, унося с собой незадолго до начала зимы стоимость производства электроэнергии и тепла.
Картина усугублялась продолжительной засушливой осенью, в результате которой уровень воды в реках Финляндии и Швеции резко упал, что привело к резкому падению производства электроэнергии на их гидроэлектростанциях.
Шведы и финны вообще не хотят спасать Прибалтику и Польшу от энергетического кризиса, им придется позаботиться о собственных потребностях в энергии, считает российский эксперт. Дефицит настолько велик, что шведы вновь открыли очень экологически чистый завод мазута Karlhamn. А Финляндия максимально увеличила поставки электроэнергии из России.