Вакцины были нашим основным путем спасения от пандемии Covid-19 , но логистика повторных инъекций против вируса миллионам из довела нас до предела.
Но что, если бы вакцины были разработаны для передачи от одного человека к другому, как и сами вирусы, а не вводились бы каждому человеку, чтобы вызвать реакцию иммунной системы?
Если бы это было так, это означало бы, что, возможно, только пять процентов населения Великобритании — или три миллиона человек — должны были бы быть «иммунизированы».
Остальные затем «подхватят» вакцину, поскольку она быстро распространится по стране воздушно-капельным путем при тесном контакте с другими людьми, точно так же, как уже распространяются простуда и грипп.
Более того, это может привести к коллективному иммунитету, когда основная часть населения защищена от вредоносного вируса или бактерий, за недели, а не за многие месяцы, которые потребовались для иммунизации миллионов против Covid.
Около дюжины исследовательских институтов в США, Европе и Австралии уже изучают возможность самораспространения вакцин после пандемии коронавируса.
Большая часть исследований посвящена распространению вируса от животного к животному или от животного к человеку, при этом исследования на людях до сих пор были сосредоточены на том, безопасна ли эта идея в принципе.
Исследование субсидируется крупными финансирующими организациями, в том числе Национальным институтом здравоохранения США (главное медицинское исследовательское агентство страны).
Чтобы сделать трансмиссивную вакцину, необходимо найти способы упаковки вируса или бактерий, чтобы их можно было легко передавать от одного человека к другому, но не вызывая серьезного заболевания.
В настоящее время в центре внимания исследователей находятся два варианта. Первый — создать в лаборатории очень мягкую форму вируса, от которого вы хотите защититься.
Он по-прежнему должен быть достаточно заразным, чтобы быстро заразить большие группы населения (чтобы активировать иммунную систему для выработки борющихся с инфекцией антител, способных остановить настоящий вирус), но должен быть ослабленным, чтобы он не приводил к такому же уровню болезни, как полный вирус. -сильный вирус.
Другой вариант — упаковать часть ДНК опасного нового патогена внутри относительно безвредного, но очень заразного вируса (например, вызывающего простуду).
Воздействие фрагментов ДНК внутри безвредного вируса по мере его распространения среди населения заставит иммунную систему искать настоящий, более серьезный патоген, не вызывая, как мы надеемся, каких-либо серьезных заболеваний.
При любой стратегии вакцины нужно будет вводить (инъекционно или, возможно, вдыхая) только небольшим группам людей из разных частей страны, которые затем будут передавать вакцину жителям своего местного сообщества.
Ученые уже доказали, что этот подход может работать. В 2000 году исследователи в Испании справились со смертельным вирусом среди кроликов, введя 70 трансмиссивной вакцины и вернув их в дикую природу, где они быстро передали ее еще сотням, тем самым остановив вспышку.
Подобные методы в настоящее время испытываются на свиньях в некоторых частях Европы, чтобы предотвратить распространение африканской чумы свиней, которая может привести к опустошению домашних стад.
Теперь исследователи изучают возможность использования самораспространяющихся вакцин у животных, чтобы остановить передачу вирусов людям. (До сих пор считается, что Covid, возможно, произошел от летучих мышей или панголинов, а Эбола первоначально распространилась от обезьян.)
Один из самых передовых проектов, финансируемый Агентством перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, направлен на поиск способов защиты американских военных, несущих службу в Западной Африке, от лихорадки ласса, вируса, распространяемого крысами и убивающего одного человека из 100, заразившегося им.
Международная группа исследователей, в том числе из Великобритании, работает над экспериментальной самораспространяющейся вакциной, которая могла бы остановить передачу вируса от крыс к людям — явление, которое ученые называют зоонозным распространением.
Хотя пока нет задокументированных исследований с участием самораспространяющихся вакцин для использования у людей, даже до того, как разразилась пандемия коронавируса, правительственные чиновники Великобритании изучали это как жизнеспособный вариант борьбы с сезонным гриппом.
В документе 2019 года, подготовленном для Министерства здравоохранения и социального обеспечения, официальные лица наметили гипотетический случай, чтобы показать, как можно использовать самораспространяющуюся вакцину против гриппа среди населения Великобритании для снижения заболеваемости и спасения жизней.
В документе подсчитано, что для защиты всех 67 миллионов британцев только 2,3 миллиона (примерно 5 процентов) должны быть инфицированы трансмиссивной вакциной.
Это облегчило бы бремя ежегодного производства огромного количества вакцины против гриппа.
В документе говорится, что очевидной целевой группой будут студенты университетов, поскольку проживание в кампусах и активная социальная жизнь означают, что они, скорее всего, распространят вакцину. Затем он распространялся и на пожилых людей, когда они возвращались домой.
В документе добавлено: «Они не работают, поэтому [вакцинация] не вызовет больших экономических потрясений, и у большинства из них есть вторые дома, в которые они могут пойти, тем самым распространяя вакцину».
По оценкам, уровень смертности от распространения живого, хотя и ослабленного вируса гриппа среди населения в целом составит около 0,4%, или около четырех смертей на каждую 1000 человек, инфицированных вакциной, в то время как смертность от пандемии гриппа будет в шесть раз выше. как много, сказал он.
Но при всех очевидных преимуществах этот подход не лишен противоречий. В документе DHSC отмечается: «Самораспространяющиеся вакцины менее смертельны, но не нелетальны: они все же могут убивать.
«Умрут некоторые люди, которые в противном случае выжили бы, хотя в целом умирает меньше людей.
«Другая проблема заключается в том, что у большинства пациентов нет согласия (на вакцинацию)».
Но некоторые эксперты по этике говорят, что есть параллели с «лечением» массового населения от проблем общественного здравоохранения без предварительного получения индивидуального согласия.
Например, фторирование водопроводной питьевой воды для предотвращения кариеса уже проводится в некоторых частях Великобритании, и правительство рассматривает возможность распространить его на всю Англию.
«Никого не спрашивают, дают ли они согласие, даже тех, кто с ним не согласен», — говорит профессор Доминик Уилкинсон, специалист по медицинской этике из Оксфордского университета. «Вместо этого мы поручаем выборным должностным лицам изучить возможную пользу для здоровья и принять решение на основе данных.
«Я не думаю, что есть что-то принципиально отличное, когда речь идет о самораспространяющихся вакцинах».
Однако у некоторых ученых есть серьезные опасения по поводу риска того, что ослабленные вирусы могут мутировать в более сильную форму, как только они смогут свободно распространяться среди населения.
Доктор Филиппа Ленцос, старший преподаватель естественных наук и международной безопасности в Королевском колледже Лондона, предупреждает об опасности того, что наука, стоящая за самораспространяющимися вакцинами, может быть использована для создания биологического оружия.
«Такое самораспространяющееся оружие может оказаться неконтролируемым и необратимым», — говорит она.
А профессор Джим Булл, эксперт по инфекционным заболеваниям из Университета Айдахо, который следит за развитием трансмиссивных вакцин, сказал Good Health: «Сейчас самое большое препятствие — это знать, можем ли мы их производить».
Министерство здравоохранения и социального обеспечения сообщило, что ни одно испытание самораспространяющейся вакцины «не состоится без строгого нормативного и этического одобрения».