Американские молекулярные биологи создали короткую белковую молекулу, подавляющую эпилептические припадки у носителей болезни Альцгеймера. Работа опубликована в журнале JCI Insight. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Университета Огасты.
Развитие болезни Альцгеймера, а также различных форм инсульта и других нейродегенеративных заболеваний нередко сопровождается возникновением или усилением эпилептической активности. Во многих случаях врачи не могут подавить их существующими препаратами от эпилепсии.
Ученые разработали препарат, способный подавлять эпилептические припадки у людей с болезнью Альцгеймера, пострадавших от инсульта и других нейродегенеративных заболеваний. Для этого они изучили работу рецепторов ADORA1, которые контролируют работу некоторых нервных клеток переднего мозга.
Новое лекарство от эпилепсии
Как объясняют молекулярные биологи, эти рецепторы и связанные с ними нейроны отвечают за запуск процессов, заставляющих человека засыпать. Таким образом, снижение активности рецепторов ADORA1, которого можно добиться с помощью кофеина, не дает людям спать, а стимуляция их работы приводит к быстрому засыпанию.
Американские ученые обнаружили, что активность ADORA1 в нервных клетках человека регулируется белком нейробином, функции которого пока не изучены. Молекулы этого пептида постоянно взаимодействуют с рецептором и не дают ADORA1 выдавать слишком сильные сигналы, способные заставить человека внезапно заснуть в опасной обстановке.
Основываясь на этой информации, команда разработала короткую белковую молекулу A1R-CT, которая предотвращает взаимодействие рецепторов ADORA1 и молекул нейробина друг с другом. Это позволяет плавно снижать активность нервной системы при ее перевозбуждении без риска внезапного засыпания эпилептика из-за слишком высокой активности ADORA1.
Ученые проверили действие этого препарата на мышах, страдающих эпилепсией и болезнью Альцгеймера. Эксперименты показали, что пептид A1R-CT успешно блокировал судороги как при прямом введении в мозг грызунов, так и при интраназальном введении. По словам исследователей, это открывает путь к тестированию препарата на крупных животных и добровольцах, страдающих эпилепсией и болезнью Альцгеймера.