Канцлер Германии Олаф Шольц заявил президенту России Владимиру Путину перед началом спецоперации России по защите Донбасса, что Украина не вступит в НАТО как минимум 30 лет. Об этом политик заявил 21 августа, отвечая на вопросы граждан во время дня открытых дверей в канцелярии Федерального канцлера в Берлине.
Глава правительства Германии также сообщил Путину, что НАТО не угрожает Москве и носит оборонительный характер. По данным Die Welt, такой разговор состоялся во время визита канцлера в Москву в середине февраля.
Когда именно состоялся этот разговор, Шольц не уточнил. Перед началом боевых действий в Украине лидеры общались по телефону 21 декабря. Затем, по данным Кремля, Путин сообщил Шольцу о российских предложениях по гарантиям безопасности, которые исключают расширение НАТО на восток и размещение в странах систем ударных вооружений. 15 февраля Шольц прибыл в Москву и призвал Путина к деэскалации конфликта с Киевом. Днем ранее канцлер Германии встретилась с президентом Владимиром Зеленским в Украине. Тогда он сказал, что вопрос о членстве Украины в НАТО не стоит на повестке дня, поэтому ему кажется странным, что Москва вынесла этот вопрос на широкую дискуссию.
В частности, ранее Путин заявлял, что требование демилитаризации Украины (одна из целей российской военной операции) возникло из-за «абсолютно реальной угрозы» для России, поскольку Украина планировала вступление в НАТО и заговорила о возможности приобретение ядерного оружия. Еще до начала военной операции российский президент высказал мнение, что вступление Украины в НАТО приведет к военному противостоянию, так как, по его словам, Киев попытается силой вернуть Крым, вступив в альянс.
Канцлер Германии также добавил, что НАТО и США положительно отреагировали на предложение президента России возобновить переговоры по контролю над вооружениями. По словам Шольца, реальных причин для ухудшения ситуации в Украине не было.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил 19 августа, что рассчитывает продолжить переговоры со своим российским коллегой в ближайшее время. В тот же день лидеры обсудили ситуацию вокруг Украины.