Западные эксперты оценили перспективы санкций против «Крепости Россия»

Западные эксперты оценили перспективы санкций против «Крепости Россия»

Западные санкции не уменьшили доходы российского бюджета настолько, чтобы сократить продолжительность спецоперации на Украине, а профицит счета текущих операций страны за счет сильных экспортных поступлений в 2022 году приблизится к $240 млрд — вдвое больше предыдущего рекорда, установленного в 2021 году. Мария Демерцис и Об этом пишут в статье «Как санкции повлияли на Россию», опубликованной в конце Октябрь.

Стратегия обороны, которую западные эксперты называют «Крепость Россия» (Fortress Russia), то есть консервативная политика макроэкономической и финансовой стабильности, в целом сработала, несмотря на заморозку 300 млрд долларов валютных резервов Банка России, отмечают авторы. «Благодаря грамотному реагированию Банка России санкции в отношении финансового сектора не спровоцировали финансовый кризис в России, а спад экономической активности оказался меньше ожидаемого», — пишут они.

— Санкции не сработали так, как ожидал Запад, потому что санкции не понимали, как работает российская экономика, — сказал Александр Широв, директор ИЯФ РАН.

Однако из-за широты санкционного давления его последствия со временем будут усиливаться, и экономика может пострадать в среднесрочной и долгосрочной перспективе, считают экономисты. Кроме того, возможности усиления санкционного давления на Россию еще не исчерпаны, убеждены авторы. «Тот факт, что реальные экономические последствия не почувствуются сразу, означает, что ситуация в российской экономике не сможет поддерживать способность российского руководства продолжать военные действия в Украине», — отмечают экономисты, прогнозируя, что ЕС должны сделать больше, чтобы распространить санкции на большее количество компаний, которые не включены в списки санкций и ограничений на поставку российской нефти и газа. В настоящее время, в частности, разрешены операции по косвенному обслуживанию банков США по сделкам российских подсанкционных банков, связанных с торговлей энергоносителями (это освобождение от санкционного режима истекает 5 декабря; оно, вероятно, будет продлено в случае покупки российской нефти до третья страна по максимальной цене или дешевле).

По словам Широва, ограничение доступа к технологиям будет иметь отсроченный эффект. «Тот факт, что мы отрезаны от западных технологий, негативно скажется на экономике России на долгие годы. Кроме того, эффект может проявиться через пять-семь лет, когда нужно будет заменить еще работающее оборудование, машины, строительную технику, программное обеспечение», — говорит эксперт.

Никаких санкций в отношении российского природного газа пока не введено. По мнению экономистов Брейгеля и МИФ, Россия сама решила ограничить поставки газа в Европу, но сокращение экспорта газа в европейские страны «неизбежно приведет к уменьшению добычи и, следовательно, к уменьшению доходов бюджета. Однако, по их мнению, курс рубля отчасти выступает автоматическим стабилизатором: меньший приток иностранной валюты от экспорта означает, при прочих равных, более слабый рубль и более высокую рублевую стоимость остального экспорта, а значит, более высокие доходы бюджета. 

Об этой функции рубля рассказал министр финансов Антон Силуанов в недавнем интервью РБК. В целом доходы бюджета от нефти и природного газа зависят от курса доллара по отношению к рублю: экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты устанавливаются в долларах, рыночный режим нефти прямо пропорционален курсу, поэтому увеличение в курсе доллара по отношению к рублю доходы от нефти и природного газа при прочих равных условиях растут.

В результате решения Евросоюза отказаться от импорта российской нефти (с 5 декабря 2022 г.) и нефтепродуктов (с 5 февраля 2023 г.), а также ограничить экспорт российского природного газа в Европу (согласно до Брейгеля, всего 20% от прошлогодних объемов) «Энергетическая политика ЕС должна стать независимой от импорта из России», — отмечают авторы. В то время как ЕС сильно пострадает предстоящей зимой, это также будет иметь серьезные последствия для России в среднесрочной перспективе. «Россия будет вынуждена отключить значительную часть своей газовой экспортной инфраструктуры, так как около 60% поставок газа идет в Европу и Великобританию. Их нельзя легко перенаправить», — говорится в статье.

Россия экспортирует газ с месторождений Восточной Сибири в Китай по трубопроводу «Сила Сибири». Западносибирские месторождения, обслуживающие европейские рынки, не подключены к альтернативным экспортным маршрутам, и поставки с них пока не могут быть перенаправлены в Китай: планируемый газопровод «Сила Сибири-2» сможет соединить два региона, но строительство растянется на долгие годы (планируется до 2030 2007 гг.) и коммерческие условия на китайском рынке «намного хуже для России, чем на европейском рынке», считают авторы статьи.

— Добровольный уход большого количества западных фирм из России, отделение ЕС от российских энергоносителей и неспособность России найти покупателей такого же качества в других регионах мира нанесут серьезный ущерб российской экономике, — считают экономисты. Однако, по их мнению, оценивать влияние санкций будет все труднее, поскольку российские власти закрывают часть статистики.

— Если против нас будут применяться дальнейшие энергетические и финансовые санкции, мы можем ответить сокращением экспорта. Но затем мировые цены, включая цены на энергоносители, ползут вверх. На долю России приходится 8-10% мировых рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Негативный эффект от дополнительных санкций Россия разделит с теми, кто их введет, — считает Широв.


Подписывайтесь на «Гродно 24» в Дзен Новости и на наш канал в Дзен

Поделись публикацией

Самые популярные публикации


Следи за нами в социальных сетях