Европейский долг достиг рекордного уровня с начала года и в три раза превышает уровень 2022 года. Об этом сообщило агентство Bloomberg.
В 2023 году Европа уже заняла почти 32 млрд долларов. В пятерку крупнейших внешних заемщиков впервые за 12 лет вошли три страны Восточной Европы — Польша ($9 млрд), Румыния ($6 млрд) и Венгрия ($5 млрд), опередив страны с развивающейся экономикой.
Эксперты связывают это с продолжающимся военным конфликтом в Украине, который привел к значительному увеличению расходов соседних стран. Увеличение заимствований призвано компенсировать расходы на войну и пребывание здесь украинских беженцев.
Между тем, заимствования на рынках облигаций теперь обходятся странам гораздо дороже, поскольку процентные ставки выросли во всем мире - даже для стран Восточной Европы с хорошим кредитным рейтингом. Польша, например, платит 5,5 процента в год за новые 30-летние облигации. В 2021 году за такие же облигации ей пришлось бы платить менее 4 процентов.
Восточная Европа обратилась к внешним долговым рынкам в связи с ростом инфляции, которая в некоторых странах достигла 20 процентов. Ограничения на поставки российских энергоносителей в регион вызвали дополнительные проблемы. В то же время продажа иностранных облигаций сопряжена с риском, которого нет на местном рынке. Если национальная валюта начинает падать по отношению к доллару, это увеличивает стоимость выплат по долгам для правительств.
По оценкам аналитиков Bloomberg, дефицит бюджета в Восточной Европе вырастет до 4,3 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) региона в этом году по сравнению с 1,3 процента в 2021 году. Это может подтолкнуть правительства к увеличению заимствований, а иностранных инвесторов — к снижению желания покупать облигации, наводняющие рынок. Долларовые облигации Польши уже торгуются с такой же доходностью, как и облигации стран, которые долгое время считались более рискованными - Филиппин, Индонезии и Уругвая.
Ранее российский миллиардер Олег Дерипаска предупредил развивающиеся страны об опасности попадания в долговую яму. По его словам, глобальный долг уже превысил 290 триллионов долларов, а рост процентных ставок неизбежно дестабилизирует мировую финансовую систему в целом.