Страны ОПЕК+, следуя примеру России, решили добровольно сократить добычу нефти на 1,1 млн баррелей в сутки с мая до конца года. С марта РФ сократила добычу на 500 000 баррелей в сутки. Общее сокращение составляет 1,6 млн баррелей в сутки. Россия, со своей стороны, продлила свое добровольное сокращение, ранее рассчитанное до конца июня, до полного 2023 года.
Помимо России, основным драйвером сокращения добычи станет Саудовская Аравия, которая, как и наша страна, сократит производство на 500 000 баррелей в сутки. Решение ОПЕК+ вряд ли найдет понимание на Западе, и в частности в США, которые стремятся максимально использовать как политические, так и экономические рычаги для снижения цены за баррель и давления на мировую стоимость российской нефти.
— Рынок почти оправился от падения цен на нефть, вызванного банковским кризисом, и цены снова начали расти, но Саудовская Аравия, как лидер ОПЕК+, решила подтолкнуть цены вверх, — говорит Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности. Он считает, что свою роль сыграла и явная неспособность России добиться ожидаемого сокращения добычи в марте. — Саудовцы изначально ожидали, что цена на нефть вырастет из-за российского сокращения, но мы только в марте увеличили экспорт. В результате нам пришлось действовать сообща. Но теперь наши обязательства, которые в марте мы должны были держать только для себя, стали международными и должны быть выполнены.
Эксперт Института технологического развития ТЭК Кирилл Родионов считает, что хотя нефтяные котировки практически вернулись к отметке 80 долларов за баррель, рынку не удалось предотвратить дальнейший «бычий» сигнал, особенно учитывая растущую зависимость некоторых крупных потребителей от стран ОПЕК. По данным Корейской национальной нефтяной корпорации (KNOC), доля четырех крупнейших производителей ОПЕК — Саудовской Аравии, Ирака, ОАЭ и Кувейта — в феврале 2023 года достигнет 64% (по сравнению с 56% в феврале 2022 года).
Решение Эр-Рияда еще раз доказывает, что саудовцы не намерены восстанавливать баланс мирового рынка путем снятия с баланса российского сырья, говорит Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при правительстве РФ и эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК». Это было очевидно и раньше, а теперь подтвердилось раз и навсегда.
Для России решение других стран ОПЕК+ — хорошая новость, сказал Симонов. Не только российской стороне удалось успешно перенаправить наши экспортные потоки, но и другие производители нефти нас поддерживают, им нужен фактор спекуляции, чтобы работать на повышение цен. Решение ОПЕК+, конечно, было согласовано и с Россией. И оно, безусловно, затрагивает вопрос ограничения цен на нефть из России.
Днем ранее страны ЕС и G7 решили не снижать предельный уровень цен на экспорт российской нефти (60 долларов за баррель), опасаясь дестабилизации рынка и повышения цен. До этого президент США Джо Байден на встрече с председателем ЕК Урсулой фон дер Ляйен также подтвердил намерение Вашингтона сохранить параметры потолка цен.
Как отмечает Симонов, США прекрасно понимают, что могут «зайти слишком далеко» и ответные меры могут быть более жесткими, а рынок может просто сойти с ума, и цены начнут стремительно взлетать к новым максимумам. До решения ОПЕК+ США держались и не позволили ЕС снизить максимальный уровень цен на нефть из России, но теперь, если цены на нефть вырастут, вполне возможен срочный пересмотр условий лимита. Однако в этом нет особого смысла. Промышленность научилась жить с этим механизмом, и российский бюджет с апреля практически не зависит от европейской цены на нашу нефть, которая сейчас ограничена фиксированной скидкой к эталону Brent.
По мнению Андрианова, цены на нефть, скорее всего, вернутся на путь, который они проходили до новостей о банкротстве американских банков. Теперь Эр-Рияд создал запас прочности, необходимый для поддержания стабильных цен на нефть — до 100 долларов за баррель к концу года, а возможно, и немного выше.