Россия подготавливается к проведению юридических процедур с целью противостоять попыткам Соединенных Штатов или Европейского союза конфисковать часть замороженных активов своего Центрального банка в пользу Украины, сообщает агентство Bloomberg, ссылаясь на источники.
Согласно собеседникам, те, кто исследует возможность конфискации российских активов, пришли к выводу, что это маловероятно. Тем не менее, Центробанк России «находится близким к заключению соглашения» с международными юридическими фирмами для представления интересов страны в случае возможного судебного разбирательства, передает агентство.
Источники также отмечают, что власти активно собирают экспертные заключения, анализируя соответствующее законодательство за границей и прецеденты в других странах.
Официальные лица выражают надежду, что судебное разбирательство предотвратит любые попытки перемещения средств на Украину, даже если Россия не сможет сохранить контроль над активами. Согласно их мнению, у Запада мало шансов на успех в суде, и отсутствуют законные основания для изъятия активов.
Bloomberg также ссылается на декабрьский доклад «Росконгресса», который анализирует случаи конфискации активов других стран и приходит к выводу, что «реальные риски конфискации резервов Центрального банка РФ остаются низкими». Активы Банка России заморожены в соответствии с внутренним законодательством нескольких десятков стран, введших соответствующие санкции, и решение об их использовании может вызвать негативную реакцию правительств стран, поддержавших санкции, с возможным втягиванием в долгие международные судебные процессы неопределенного исхода, поясняют авторы.
Сергей Гландин, партнер BGP Litigation, специализирующийся на комплаенсе и санкционном праве, считает, что перспективы России в суде зависят от нескольких факторов, таких как наличие двустороннего соглашения о защите инвестиций. Страна может обратиться в Международный суд ООН в Гааге, Окружной суд США Южного округа Нью-Йорка и Европейский суд в Люксембурге.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ноябре прошлого года подчеркнул, что конфискация активов повлечет за собой «очень серьезные судебные и юридические издержки для тех, кто такие решения примет и воспользуется ими». Он также добавил, что ответные меры будут рассмотрены, соответствующие интересам России.