С 27 августа в США вступила в силу дополнительная 25-процентная пошлина на импорт из Индии, введённая президентом Дональдом Трампом. В результате совокупная ставка выросла до 50%, что стало одним из самых высоких тарифов, установленных Вашингтоном.
Пошлина начала действовать с 12:01 по времени США (07:01 мск). Исключения сделаны лишь для гуманитарных грузов, уже отправленных поставок и товаров в рамках взаимных торговых соглашений.
Решение о введении новых тарифов Трамп объявил ещё 6 августа. Причиной послужили закупки Индией российской нефти: по данным американских властей, её доля в индийском импорте с 2022 года увеличилась с менее чем 1% до 42%. Пять раундов торговых переговоров результатов не дали, несмотря на ожидания Нью-Дели сохранить пошлины на уровне 15%.
Официальный представитель МИД Индии Рандхир Джайсвал назвал шаг Вашингтона «необоснованным и недальновидным» и подчеркнул, что страна готова защищать свои национальные интересы. Вместе с тем Индия заявляет о готовности продолжать диалог и искать компромисс, указывая на избирательность американских претензий, ведь российскую нефть продолжают закупать Китай и страны ЕС.
По информации индийских СМИ, в преддверии вступления пошлин в силу канцелярия премьер-министра Нарендры Моди обсудила меры поддержки экспортеров — речь шла о точечной помощи отдельным отраслям и государственных гарантиях по кредитам.
Как отмечает немецкая газета FAZ, Трамп несколько раз пытался провести телефонный разговор с Моди, однако тот отказался. Издание связывает это с раздражением индийского премьера из-за новых тарифов и высказываний Трампа о «мертвой экономике» Индии.
Экспортные объединения уже сообщили о приостановке новых контрактов американскими партнёрами. С сентября поставки могут сократиться на 20–30%, а аналитики прогнозируют замедление роста индийского ВВП в 2025–2026 годах на 0,8 п.п. Больше всего от ударят по текстильной, продовольственной и ювелирной сферам.
При этом Индия продолжает оставаться крупнейшим покупателем российской нефти. По данным аналитической компании Kpler, в июне поставки достигли максимума за последние 11 месяцев.