Фотофакт: как в Лидском районе у маралов срезают рога

Фотофакт: как в Лидском районе у маралов срезают рога

В хозяйстве «Сибирское подворье», что в деревне Лесники в Лидском районе, 55 самцов маралов остались без рогов. Урожай завесил 60 килограммов.

Событие на самом деле историческое: панты (неокостенелые рога) – это товарная продукция, на получение которой, собственно, и ориентировано созданное в 2015 году в Лидском районе эксклюзивное для нашей страны хозяйство. «Это была первая и пока не коммерческая срезка рогов, или пробная, – отметил в беседе с журналистом «Лідскай газеты» один из учредителей «Сибирского подворья» Игорь Андрюшко.

— Задача — понять, годен марал для пантового оленеводства или нет, — будет стоять перед нами в следующем году, когда самцы достигнут двухлетнего возраста. И здесь будет важен размер. Если длина рогов меньше 20 сантиметров — значит, ответ отрицательный, больше — положительный. Если же рога длиннее 50 сантиметров, то их носитель является элитным. А элитные самцы живут по 15 лет, давая из года в год отличный товар. К слову, хорошие рога, которые называют еще «золотыми», весят в среднем по 10 килограммов».

Игорь Иосифович объяснил, почему в хозяйстве делается акцент именно на пантовое оленеводство. Оказывается, неокостенелые рога – очень дорогостоящий экспортный товар, который используется как основа для лекарств. В пантах марала содержится 18 из 22 действующих в природе аминокислот, а еще в них столько микроэлементов, сколько нет ни в одном искусственно созданном витаминном комплексе. Такая полезность диктует цену: 350 долларов за килограмм сухих пантов.

— Раньше эта цифра была в три раза больше, — отметил управляющий хозяйством по разведению маралов Андрей Кудин. — Стоимость товара на рынке сильно снижает, в частности, Новая Зеландия, где в последние годы успешно развивается оленеводство.

Для сушки пантов необходимы специальные, хорошо проветриваемые хранилища. Сама процедура также требует основательного подхода: срезанные неокостенелые рога три раза, с перерывом в 10-12 часов, опускаются в чан с водой, температура которой не должна превышать 90 градусов. Между «варками» панты «отдыхают» в жаровочной, где выпаривается лишняя влага. И этот процесс никак нельзя нарушить, иначе будет брак, а следовательно, немалые материальные потери. Однако сегодня первые срезанные панты в «Сибирском подворье» заморозили, так как пока здесь нет условий для их сушки — в хозяйстве ждут передачи неиспользуемых зданий местного сельхозпредприятия «Ходоровцы-Агро».

Обрезкой рогов занимается житель агрогородка Тарново Андрей Лайбис. Он прошел двухнедельное обучение на Алтае.

— Все это время я жил в маральнике, перенимал опыт у профессионалов, — рассказывает молодой человек. — Наука на самом деле не очень сложная, но своя технология есть. Нужно все делать быстро, но правильно, чтобы не навредить животному и не испортить товар. Рога срезаются обычной ножовкой, «корень» запечатывается специальным ветеринарным препаратом для недопущения инфекции. Сама процедура для маралов не столько болезненная, сколько неприятная. Все-таки животное дикое, и любой, даже минимальный контакт с человеком для него является стрессом.

Бок о бок с Андреем в хозяйстве «Сибирское подворье» работает и его брат – Сергей Лайбис (внизу на снимке справа). Всего же на ферме заняты пять человек. Средняя заработная плата у каждого составляет порядка 500 рублей.

— Хозяйство на этапе развития, поэтому платить больше мы пока не в состоянии, — сказал Игорь Андрюшко. — Но люди держатся за свои рабочие места, так как понимают: отрасль перспективная, прибыльная и со временем суммы в расчетнике будут расти.

Заглядывая в будущее, Игорь Иосифович рассказал о том, чем будет жить «Сибирское подворье» завтра. Оленеводство останется ключевым направлением, но в планах – развивать смежное хозяйство. В частности, речь идет о выращивании овец, коз, лошадей, гусей, фазанов, куропаток, зайцев и даже косуль.

— Во-первых, их разведение может идти параллельно, так как кормовая база одна, что не требует дополнительных затрат. Во-вторых, полученное мясо – это экологически чистый продукт, который, уверен, будет восстребован как у местных жителей, так и у гостей подворья, — пояснил управляющий хозяйством Андрей Кудин.

«Новоселье», к слову, здесь уже справили 20 холмогорских гусей, 30 овец французской породы прекос, лошади алтайской породы.

— Мы поставили перед собой достаточно амбициозную цель: не только положить начало оленеводству в нашей стране, но и возродить деревню Лесники, которая является моей малой родиной, родиной моих родителей, — продолжил Игорь Андрюшко. — Для этого выкупили несколько домиков, в одном из них полным ходом идет ремонт – здесь будут жить наши работники. В будущем хотим привозить в Лесники туристов, предоставлять им услуги для активного отдыха: верховую езду на лошадях, рыбную ловлю и охоту, сбор грибов и ягод, прохождение экологических маршрутов. В перспективе — развивать также различные ремесленные искусства. Планов много, над их реализацией мы и трудимся.

***

«Сибирское подворье» берет свое начало с 2015 года. В 2016 году была приобретена в лизинг необходимая на этом этапе сельскохозяйственная техника, обработано и введено в новый оборот почти 170 га выделенных земель, на которых заложены пастбища и сенокосы. Сегодня на ферме содержатся порядка 300 маралов, задача — дорастить поголовье до 3000, из них 1000 – это будут рогачи, остальные – самки. Первый гон в хозяйстве ожидают уже осенью (в сентябре-октябре), следовательно, в следующем году родятся первые телята, которые будут более адаптированы к местному климату.

— Оленеводство — направление куда выгоднее, чем традиционное скотоводство, — рассуждает учредитель хозяйства «Сибирское подворье» Игорь Андрюшко. — Но на начальном этапе в него нужно вложиться. К примеру, за одного годовалого марала на Алтае мы платили тысячу долларов, а чтобы сделать маральник на 1000 голов, нужно порядка миллиона долларов. В России эту экспортную отрасль субсидирует государство. Но и в Беларуси уже идет разработка специализированной программы. В частности, ведется работа по «переводу» маралов из диких в сельскохозяйственные животные. Как только это произойдет, мы попадем в программу развития племенного животноводства и сможем рассчитывать на дополнительное финансирование со стороны государства. Сегодня всестороннюю поддержку нам в решении организационных вопросов оказывает Лидский райисполком.


Подписывайтесь на «Гродно 24» в Дзен Новости и на наш канал в Дзен

Поделись публикацией

Самые популярные публикации


Следи за нами в социальных сетях