Красивая жизнь беззаботной девушки — только такое впечатление производит профиль Веры в инстаграме. Но она одна, без спонсоров, партнеров и без опыта работы в ресторанном бизнесе взяла кредит и начала свое дело в другом городе. Вера Таратухина — учредительница и директорка винного бара «Красным по белому» на «Зыбе» в городе Гродно.
Каково это – переехать в Гродно, когда всю жизнь провел в Минске: «Классный город, зря я о нем так думала»
— Когда на четвертом курсе друг из Гродно позвал меня на день рождения, я подумала: «Гродно?! Зачем я туда поеду?» Во мне жил такой маленький выпендрежник, — говорит Вера о завязке своих отношений с городом.
Вера — коренная минчанка, выпускница факультета бизнеса БГУ, которая привыкла много путешествовать и «охотиться» на модные рестораны. Она всегда любила высокие здания и широкие улицы мегаполисов, и в скучный провинциальный город девушке ехать совсем не хотелось.
— На гродненских улицах я почувствовала европейскую атмосферу. Люди такие спокойные, просто, но в то же время стильно одетые. Все это мне начало очень импонировать. Весной я снова приехала в Гродно на пять дней — и он мне понравился еще больше. Классный город, зря я о нем так думала.
Правда, был один существенный минус. За три дня у Веры, обошедшей все приличные бары и рестораны Гродно, встал вопрос: куда пойти поесть? Теплой весной хотелось посидеть на террасе с бокалом вина, но такого места просто не оказалось.
— И тут что-то щелкнуло в моей голове: почему бы не сделать такое место самой? Тем более подходил момент, когда я заканчивала университет и нужно было что-то дальше делать с этой жизнью. Идея выглядела невероятно — я от нее чувствовала себя хорошо, — вспоминает Вера.
Кроме винной концепции девушка рассматривала вариант сетевого кафе «Супкультура»: без опыта в общепите начинать свое дело по франшизе казалось легче и дешевле. Но знакомый блогер отговорил Веру открывать кафе, которое специализируется на супах с собой, и убедил, что 40 тыс. долларов на бар хватит.
— Я стала продумывать варианты, и осенью 2018-го приняла окончательное решение, что переезжаю и хочу развивать культуру вина в Гродно, — говорит девушка.
Сколько стоит открыть свой бар: «Первые 10 тыс. я потратила в никуда: примерно на такую сумму меня обманули строители»
— Итоговая цифра примерно в два раза превысила 40 тыс., и я до сих пор вкладываю в доделки. Но я всем довольна и ни о чем не жалею. Когда ты уже вложил средства, не можешь все вот так вот взять и отменить. Я рвала все на свете, чтобы найти недостающие суммы, потому что назад пути нет. Мне было 23 года, и эта была школа моего взросления, — говорит Вера.
Девушка взяла кредит в банке, частично пустила в расход личные сбережения, немного помог отец.
— Мои родители работают не в сфере общепита, хоть ценными советами по финансам папа старался поддерживать. Я всегда была самостоятельной. Так что они даже не удивились, когда я сказала, что переезжаю в Гродно, — рассказывает Вера.
Вера арендовала бывший склад в здании перчаточной фабрики в самом центре города. Там уже успешно работали несколько популярных заведений, которые вместе создавали атмосферу, очень похожую на Зыбицкую в Минске.
— Здесь не было коммуникаций и вентиляции. Мы штробили стены, монтировали проводку, ставили новый колодец. Стройка и так нелегкий процесс, а тут еще «какая-то папина дочка из столицы», девочка, которую серьезно никто не воспринимал.
Для того, чтобы увидеть, что из себя представляло помещение, которое арендовала Вера, полистайте галерею ниже.
— Говоришь строителям: «Вы сегодня должны сделать это и это». Они не успевают, загибают цены в два раза выше по городу, потому что видят, что я не разбираюсь.
Первые 10 тыс. долларов я потратила в никуда: примерно на такую сумму меня обманули. Строители безответственно относились к работе, потому что видели, что я не могу говорить на их языке с матами, а они только к такому и привыкли. У меня поменялись три бригады. Зато мне кажется, что теперь я эксперт в плотности штукатурки и изоляции помещений, — говорит девушка.
Из-за этого ремонт затягивался. Арендодатель пошел на встречу, дал арендные каникулы на пять месяцев, и в сентябре 2020 года состоялось долгожданное открытие первого в Гродно винного бара.
Про концепцию бара и средний чек: «Я не хотела заламывать цены и сделала доступное заведение»
— Я ненавижу формат 2000-х, когда в заведении большое меню, а в нем и суши, и «Цезарь», и плов. У меня сознательно по пять видов блюд каждого раздела. Я люблю вино и неплохо в нем разбираюсь: у нас его 150 позиций. Еще я не хотела заламывать цены и сделала доступное заведение, — рассказывает Вера.
Концепция формата бара в том, что гость сам подходит к стеллажу с алкоголем, выбирает вино, ставит его на стол, официант открывает бутылку и принимает заказ на закуски или еду. Кроме этого в баре подают поздние завтраки, а вино можно купить с собой.
Средник чек, по словам хозяйки бара, 35 руб. на гостя: два бокала вина, основное блюдо и десерт.
Название бара по сегодняшним временам звучит двусмысленно: «Красным по белому». Вера говорит, что зарегистрировала его в апреле 2019 года, задолго до известных событий, и что оно исключительно про вино.
Дизайн сделала гродненская команда, которую Вера нашла через знакомых. Девушка долго выбирала бокалы, подставки, стаканы, приборы, пока нашла у поставщиков именно то, о чем мечтала.
— Самое классное — это ощущение, когда ты заходишь в свой бар, просишь налить вина, которое ты сама отобрала. Сейчас ты будешь его пить из бокала, за которым ты охотилась три месяца. Пока стоишь за барной стойкой и ждешь свое вино, оборачиваешься и видишь полный зал счастливых людей, которые пьют вкусное вино. Блин, это же я открыла это место, и людям зашло! Я думаю, что я молодец и все сделала правильно. Жалеть просто не о чем, — делится Вера.
О ресторанной культуре гродненцев: «Тут не завтракают в заведениях»
— У гродненцев не сложилась культура ходить в заведения не по праздникам и выходным, а просто чтобы вкусно поесть. По вечерам у нас все забито, а на завтраки пока что поток небольшой. Гродненцы предпочитают кофейни, где и завтракают, и пьют кофе и вино, и приходят поработать, — делится наблюдениями Вера.
Девушка отмечает, что молодые люди на гродненской Зыбицкой ведут себя более культурно, чем в Минске. Компаний со своим пивом тут она не встречала. А еще замечает, что в Гродно взрослые люди такие же активные и тусовочные, как и молодежь. У нее в баре по соседству могут сидеть компания девочек по 20 лет и женщин по 40-50, которые будут пить то же самое вино и даже танцевать.
Как управлять заведением, когда тебе 23: «Я думала, что продам бар и вернусь в Минск»
— Самое сложное для меня — субординация с персоналом, —признается Вера. — Некоторых ребят я старше всего на год, а повару вообще 30 лет. Она год работала в Италии, возможно, оттуда у нее приятный для меня менталитет, и мы сошлись.
Ребята иногда не понимают, какой тон для разговора со мной выбрать, бывают какие-то неуместные шутки. Когда я даю какие-то команды, они иногда реагируют в духе: «Ой, что за бред». Хотя, если бы мне было 40, психологически они воспринимали бы все серьезней, — считает Вера.
Единственный случай, когда девушке хотелось все бросить, тоже связан с командой. В новогодний период временно в бар взяли еще одну официантку. Та вдруг стала требовать заплатить ей в два раза больше, чем договорились изначально.
— Она сказала моим девочкам: «Если ваша хозяйка не заплатит мне больше, я всем покажу, что у вас тут. Я все нафоткала». Что она вообще могла сфоткать? Она сама поставила на кухне на пол тарелки и сфотографировала их. Это был единственный раз за все время, когда у меня была паника. Я испытала очень серьезное разочарование в человеке. Я думала: «Все. Продаю бар. Возвращаюсь в Минск».
«Кому-то из местных властей не понравилось название «Красным по белому», и его требуют сменить»
Пошел третий год, как наша героиня живет в Гродно в съемной квартире в пяти минутах ходьбы от своего бара.
По вечерам трижды в неделю девушка занимается в тренажерном зале, два раза в неделю посещает йогу. Вера говорит, что с нетерпением ждет открытия большого сетевого кинотеатра, так как такого тут ей не хватает. В Минск же она выбирается примерно раз в месяц встретиться с друзьями.
Основное время Вера проводит на работе: обзванивает поставщиков, решает вопросы с персоналом, иногда сама покупает продукты. Время от времени возникают неожиданные сложности (в какой-то мере типичные для тех, кто ведет бизнес в Беларуси). Например, один местный житель (бар соседствует с жилым домом) пожаловался на шум по ночам, и работу бара ограничили до 23 часов.
А еще недавно кому-то из местных властей не понравилось название «Красным по белому», и, несмотря на то, что оно было зарегистрировано давно, сейчас у Веры требуют его сменить. Девушка реагирует спокойно и смотрит в будущее позитивно.
— О прибыльности говорить рано, окупаемостью я довольна на 70%. Недостающие 30% — это ситуация с завтраками, которую мне очень хочется изменить. У меня есть такая черта — невозмутимость по поводу того, что уже произошло. На мне уже висит кредит, но по ночам я сплю спокойно. Я составляла график потенциальной прибыли, знаю, как я буду его гасить, и пока что у меня это получается делать.
У меня есть безусловное желание вернуться домой. Через год я посмотрю, можно ли оставить бар на кого-то и приезжать в Гродно раз в две недели, а в Минске запустить еще один проект, — делится планами Вера.