Национальный банк Беларуси заметно нарастил объемы поддержки ликвидности банков во второй половине июня, свидетельствуют данные регулятора.
Ликвидность банков — способность обеспечивать своевременное и полное исполнение своих обязательств. Национальный банк регулярно осуществляет операции по поддержке ликвидности всей банковской системы.
За 10 дней — больше, чем за пять месяцев
Однако во второй половине июня регулятор резко нарастил объемы поддержки. Если до этого максимальным разовым «вливанием» в сферы были 110 миллионов в феврале, то с 19 июня Нацбанк увеличил объемы.
С 19 по 30 июня регулятор совершил операций по поддержке ликвидности на 1480 миллионов рублей.
Для сравнения: с января по июнь операции регулятора по поддержке ликвидности составили 678,03 миллиона рублей.
Что это может значить?
Sputnik попросил прокомментировать эти данные и что они могут значить для экономики страны экономиста Ярослава Романчука.
— Если посмотреть на разные показатели, то для меня очень важным показателем является управление широкой денежной массы, — отметил он.
Как пояснил Романчук, увеличился показатель наличных денег, активная рублевая денежная масса ушла в минус, как и в целом рублевая денежная масса. При этом Нацбанк, по его словам, «держится».
— Операции с ликвидностью говорят о том, что у банков есть временная проблема с «обороткой» и обслуживанием капитала, количество плохих активов растет, как и доля выручки, которая идет на обслуживание кредитов, — высказался экономист.
У некоторых госпредприятий, по словам Романчука, доля выручки на обслуживание кредитов достигает 40%, а у отдельных — и вовсе 60%. «Конечно, это вызывает такие временные всплески спроса», — добавил он.
— Я смотрю по месячным цифрам, пока Национальный банк держится. Нельзя сказать, что он пустился "во все грешные" и все. Не знаю, что будет в июне-июле, но боюсь, что эти данные действительно будут отличаться по ликвидности и деньгам, которые будут вброшены на разного рода программы. Когда Александр Лукашенко сказал Павлу Каллауру (главе Нацбанка — прим.), что он отвечает за выплату зарплат, понятно, что это предполагает: только снижением ставки рефинансирования не обойдешься, — уверен он.
Может ли это быть связано с Белгазпромбанка?
Наращивание операций по поддержанию ликвидности совпали с «делом Белгазпромбанка» и назначением туда временной администрации. Ее глава, Надежда Ермакова, заявляла 22 июня, что «проблем с ликвидностью нет благодаря участию Национального банка Беларуси и банковской системы в целом».
— Мы не знаем состояние баланса Белгазпромбанка, но, я думаю, для того, чтобы получить некоторые дополнительные аргументы в переговорах с акционерами (Газпромом и Газпромбанком — прим.) надо будет что-то показывать. Поэтому какие-то манипуляции и операции проходят. Какие — мы, скорее всего, не узнаем, — высказался он.
Вопрос с судьбой банка, уверен Романчук, будет стоять на повестке дня. «Рано или поздно надо будет его «отдавать» и, боюсь, даже с выплатой российской стороне компенсаций», — добавил Романчук.
Нацбанк в сложившихся условиях, добавил Романчук, выполняет свою задачу, «пытаясь не делать так, чтобы по концу года это не вылилось в нехорошие тенденции для рубля в виде девальвации и роста инфляции».