Что будет с мировой экономикой, если коронавирус не исчезнет к лету?

Коронавирус парализует мировую экономику. Некоторые даже говорят, что приближается беспрецедентный кризис. По мнению других, экономика быстро восстановится во второй половине года. Но только если к тому времени эпидемия исчезнет.

Экономические потрясения, вызванные COVID-19, вызвали воспоминания о глобальном финансовом кризисе 2008-2009 годов: ходили разговоры о рецессии, на биржах текла кровь, а штаты и центральные банки, по-видимому, теряли экономические бразды правления.

Пандемия, которая уже привела к гибели тысяч людей во всем мире, буквально парализовала мировую экономику: миллионы людей находятся на карантине, а глобальные торговые поставки серьезно повреждены, в том числе из-за ограничений на «глобальную фабрику» Китая.

«Кризис, которого мы никогда раньше не видели»

Уже звучат оценки того, что нынешний кризис сопоставим с рецессией 2008-2009 годов. В то же время многие эксперты прогнозируют, что мировая экономика быстро восстановится во второй половине года. Но со следующей оговоркой: если эпидемия исчезнет к тому времени.

К настоящему времени коронавирус уже нанес серьезный ущерб авиации и рынкам нефти. Авиация по-прежнему страдает от смертоносной конкуренции, ценовых войн и плохого финансового состояния, и теперь она получила еще один серьезный удар от пандемии, которая угрожает уничтожить ряд авиакомпаний. Руководитель British Airways Алекс Круз описывает нынешнюю ситуацию как «кризис с глобальным измерением, которого мы никогда раньше не видели».

Ряд известных авиакомпаний настаивают на государственной помощи, чтобы справиться с «сильным штормом в небе». «Даже если такие богатые компании, как Lufthansa, обращаются за государственной помощью, ситуация явно плохая», — сказал эксперт Роб Моррис. «Очевидно, что для всех авиакомпаний мира в 2020 году есть только одна цель: выжить. Однако я боюсь, что многие из них не справятся, и мы скоро станем свидетелями первых банкротств».

Лавина 2008-2009 гг. была вызвана дешевыми кредитами, которые банки охотно выдавали покупателям жилья. Когда пузырь лопнул, ряд крупных международных банков оказались на коленях, поскольку у них не было достаточно капитала, чтобы выдержать этот удар. Однако сегодня банки находятся в гораздо лучшем состоянии, отчасти благодаря усилению государственного и международного регулирования, введенного после кризиса.

«Кризис 2008-2009 годов был намного хуже, потому что тогда мировая финансовая система была гораздо более уязвимой. Банки были не так капитализированы, как сейчас, особенно в США», — объясняет эксперт Сара Джонсон.

Несмотря на все это, банки определенно гудят под ногами — особенно в Европе, где борьба за прибыль была слишком жесткой из-за крайне низких процентных ставок. Эксперты также предупреждают, что из-за нынешнего чрезвычайного положения Италия может в одностороннем порядке приостановить выплаты по своим обязательствам.

Банкротство Leman Brothers развязало худший финансовый кризис с момента краха 1929 года. Экономический рост резко замедлился, миллионы рабочих мест были разрушены, сбережения многих людей сожжены. По прогнозам ООН, нынешний экономический кризис обойдется мировой экономике примерно в 2 триллиона долларов, но это не повергнет мир в паралич.

«На наш взгляд, нынешний шок гораздо более ограничен во времени и будет оказывать гораздо меньшее влияние на мировую экономику, чем глобальный финансовый кризис», — сказал в интервью директор Центра макроэкономических исследований в Оксфорде Бен Мэй. «Вы можете оставаться дома сегодня из-за коронавируса. Но деньги, которые вы не потратили сегодня, не спасут вас на вечность, но вы потратите их в будущем. Это то, что мы узнали из предыдущих эпидемий или стихийных бедствий».

«Не так страшно»

С другой стороны, шок, вызванный COVID-19, вряд ли мог стать худшим временем для глобальных торговых отношений, которым безвредно наносит ущерб напряженность в отношениях между США и Китаем, двумя крупнейшими экономиками мира. Тем не менее, по словам Стефана Коутса из Немецкого института мировой экономики, сегодняшняя суматоха не так страшна, как десять лет назад.

«Глобальный финансовый кризис был внутрисистемным из-за серьезной декапитализации в некоторых странах и чрезмерной задолженности. Эти два корня кризиса вылечить гораздо сложнее, чем нынешний кризис, в котором нам просто приходится иметь дело с нарушением определенных производственных структур», — объясняет Коутс. «Таким образом, даже несмотря на то, что коронавирусный кризис привел к серьезному сокращению производства, шансы на быстрый выход из рецессии намного выше, чем во время мирового финансового кризиса», — сказал эксперт.


Подписывайтесь на «Гродно 24» в Дзен Новости и на наш канал в Дзен

Поделись публикацией

Самые популярные публикации

 
 

Следи за нами в социальных сетях