Закрытие финской границы с Россией на фоне пандемии коронавируса резко остановило визиты почти 2 миллионов российских туристов, которые ежегодно поддерживают местную экономику.
Финляндия имеет сухопутную границу с Россией протяженностью 1340 километров, заполненную многочисленными контрольно-пропускными пунктами на одной из самых длинных внешних границ Европейского Союза. Она была закрыта Хельсинки и Москвой в середине марта.
Учитывая длительность заражения в России, мало надежды на то, что граница будет открыта для летнего туристического сезона в Финляндии — и многие считают, что граница, вероятно, останется закрытой еще дольше.
— Это определенно имело большой эффект. Вы просто не могли бы себе представить, что такие риски были связаны с границей в 2020 году, — сказал Питер Терхо, представитель Tsar Outlet Village, крупной торговой зоны, обслуживающей как финнов, так и русских недалеко от пункта пересечения границы Валимаа, самого оживленного пункта пропуска между двумя странами.
Закрытие привело к краху ночного трансграничного туризма в регионе Южной Карелии, въезд в живописный озерный край Финляндии, любимый местными и российскими туристами .
Прежде всего, это лишает местные финские предприятия примерно 25 миллионов евро каждый месяц, и граница остается закрытой.
В Финляндии 6 859 человек, инфицированных COVID-19, и 320 человек умерли, но большинство в столице и окрестностях Хельсинки. В районе Южной Карелии, в 250 км к северо-востоку от Хельсинки, было диагностировано только 24 положительных случая, но смертности пока нет.
В России более 405 000 инфицированных, третий по величине показатель в мире. Сообщалось о 4593 случаях смерти, тот показатель, по мнению экспертов, значительно занижен.
— Это совершенно новая ситуация для всех нас, — объясняет Катя Транвилайнен из местного агентства по развитию бизнеса в Иматре, добавив, что в прошлом году туризм в Южной Карелии вырос на 15%. — К сожалению, ситуация с коронавирусом полностью изменила направление.
Однако местные жители остаются невозмутимыми, учитывая долгую историю Финляндии в преодолении взлетов и падений российского туризма из-за политических и экономических потрясений его соседей.
Последний кризис в сфере туризма в Южной Карелии был в 2014-2015 годах, когда курс российского рубля упал по отношению к евро.
— Сейчас ситуация выглядит довольно плохо, — сказал Марк Хейнонен, менеджер по развитию города Лаппеенранта, с 73 000 жителей, крупнейшим центром в регионе. — Но предыдущие кризисы (с российским туризмом) научили компании готовиться к чему-то подобному.
В прошлом году этот район принял 1,9 миллиона иностранных туристов, большинство из которых приезжали из России для шоппинга или более продолжительного отпуска, чтобы насладиться спа-центрами, ресторанами и домами у озера в районе, известном своей первозданной красотой.
Лаппеенранта, ключевой центр по производству изделий из дерева, имеет отношения с Россией с момента ее основания в 1649 году. Он находится всего в 20 километрах от пограничного пункта Нуяма. Оттуда они находятся всего в 180 километрах от российского города Санкт-Петербурга, население которого составляет почти 5,5 миллиона человек — все население Финляндии .
— Наш бизнес почти мертв . Можно сказать, что он растаял за один день (после закрытия границы), — сказал Мохаммад Дарвич, владеющий продуктовым магазином, в котором закупались товарами российские туристы возле пограничного перехода Нуяма.
Дарвич, приехавший в Финляндию из России в 1992 году после учебы в Санкт-Петербурге, считает свежую рыбу, сыр и жидкость для мытья посуды самыми популярными товарами, купленными россиянами. Он открывает магазин для местных жителей и надеется, что граница будет открыта не позднее октября к концу месяца «по оптимистическому сценарию».
Ссылаясь на недавнее исследование, Хейнонен прокомментировал, что если граница останется закрытой до конца года или даже позже, наихудший сценарий состоит в том, что регион Южной Карелии потеряет не менее 225 млн евро доходов от туризма в этом году и рискует потерять около 900 рабочих мест, большое количество для этого региона.
Местные жители теперь рассматривают местных или европейских посетителей как возможные замены пропавших россиян в этом году.