Международные банки и крупные транснациональные фирмы, расположенные в Европе, имеют тесную связь с ЕС. Главные офисы банков стремятся быть ближе к Европейским ведомствам. Поэтому серьезные изменения внутри Евросоюза влияют на экономическую и банковскую системы. Лучший пример — выход Великой Британии из состава ЕС, а также борьба за Лондонское наследие. Чего только стоило голосование за переезд ЕВА (детали читайте здесь https://www.interfax.ru/pressreleases/589942), которое Дмитрий Леус называет главным событием 2017 года.
ЕВА — это Ведомство по банковскому надзору, которое является главным регулятором банковской сферы Европы. До 2019 года оно располагалось в деловом районе Лондона. Но выход страны из ЕС означает, что все ведомства должны переехать на материк. А с ними и крупные компании, международные банки, финансовые институции. Поэтому борьба за размещение Совета по банковому надзору — это желание усилить контроль над банковской сферой, а также повысить финансовый престиж страны. В борьбу включились многие европейские города. Но фаворитами считали Франкфурт и Париж.
Вспомним фаворитов в борьбе за ЕВА
Германия и Франция имели все шансы на выигрыш, если учитывать развитость их экономик, а также влияние на ЕС. В голосовании еще участвовала Австрия, Дания, Ирландия, Португалия. Эти страны боролись не только за влияние в банковской сфере. На кону была еще одна важная организация — Агентство по контролю за медицинскими препаратами (ЕМА). Это крупнейшее агентство, в главном офисе которого работает порядка 900 сотрудников. ЕМА ежегодно устраивает сотни научных конференций, привлекая в город десятки тысяч ученых со всего мира.
В главном офисе Агентства по банковскому надзору числится не больше 150 сотрудников. Но в этом случае борьба ведется не за увеличение поступлений в казну города от налогов местного бизнеса. На кону усиление позиций в банковской сфере и главный приз — звание финансового центра Европейского союза. До 2017 года этот титул принадлежал британской столице. Германия и Франция имели одинаковые шансы на победу, ведь на территории первой расположен Центральный Банк, контролирующий Евро. А во Франции размещено Ведомство, регулирующее деятельность рынка ценных бумаг.
Германия была серьезно настроена на победу. Дмитрий Леус вспоминает, как министр финансов гордо заявлял, что получает сообщения от крупнейших европейских банков с желанием переехать во Франкфурт. Подобные заявления также звучали из уст французских дипломатов. Если коммерческий банковский сектор сам выбирает свое местоположение, то судьбу ведомств ЕС решает голосование Еврокомиссии. Напряженная борьба Германии и Франции заставила членов Еврокомиссии задуматься о том, чтобы перевезти ЕВА в Вену либо Брюссель. Но эти варианты не сработали.
Как проходило голосование?
В финальном голосовании сошлись Париж и совсем неожиданный кандидат Дублин. Ни Германия с ее развитой экономикой, ни Австрия с предложением отказаться от ренты на длительный период, в финал не попали. В результате победила Франция, получив контроль на банковской сферой Евросоюза. С 2019 году 150 сотрудников ЕВА переехали во французскую столицу. Вскоре к ним присоединились штаб-квартиры ведущих финансовых институтов, а также банков.
Победа Парижа вызвала массу вопросов, ведь их финансовое предложение не было самым щедрым. Это дало повод для разговоров о подыгрывании членов Еврокомиссии французам. В ходе подсчета голосов выявили испорченный бюллетень. Очевидно, это своеобразная нота протеста или банальное нежелание голосовать за конкурента. Порчу бюллетеня приписывают представителю Германии или Австрии, хоть это мог сделать кто угодно.