ЕС готов ужесточить санкции против российской энергетики. Страны G7 обсуждают возможность введения потолка цен на российскую нефть с декабря и на нефтепродукты с февраля. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также заявила о готовности ввести аналогичные ограничения цены на газ. Рынок пока никак не отреагировал на последнее заявление — цены на газ продолжают падать, вероятно, из-за того, что рынок не верит в реальность этих угроз, считают аналитики. Введение потолка цен на российскую нефть также не внушает большего доверия: оно пока не сказалось на ценах.
Европа готова установить верхний предел цен на трубопроводный газ из РФ, заявила 2 сентября глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее мнению, эта мера "должна предотвратить попытки президента России Владимира Путина манипулировать энергетическим рынком ЕС". Чиновник пояснил, что ограничение цен на газ может быть предложено на уровне руководства валютного блока. Обычно такие решения должны приниматься всеми государствами-членами ЕС единогласно.
Российская Федерация прекратила поставки газа в Европу после начала военной операции на Украине, в результате которой цены на газ поднялись до исторического максимума. 3 сентября поставки газа по газопроводу «Северный поток» должны были возобновиться после ремонта, но поздно вечером «Газпром» сообщил, что обнаружены существенные неисправности и газопровод не будет работать без их ремонта.
«Газпром» не стал комментировать заявление Урсулы фон дер Ляйен. Однако Указ Президента № 172 (о переходе на оплату поставок российского газа в «вражеские» страны в рублях) уже предусматривает возможность прекращения поставок газа в случае неполной оплаты потребителем. Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в ответ на заявление госпожи фон дер Ляйен заявил, что в этом случае Европа лишится поставок из РФ. «Это будет как масло. Российского газа в Европе просто не будет», — сказал он.
Спотовые котировки никак не отреагировали на слова главы Еврокомиссии (октябрьские фьючерсы на TTF упали на 13,6%, до 2,18 тыс. долл. за 1 тыс. куб. м), из чего можно сделать вывод, что рынок действительно верит в Целесообразность этой инициативы считает Мария Белова из Vygon Consulting. «Но если и когда будет установлен предел, а «Газпром» откажется от поставок, реакция будет немедленной. Вспомним, как лихорадило рынок в марте только из-за ожидания перебоев с поставками, как цены росли каждый раз, когда сокращался поток «Северного потока», — вспоминает он.
Высокие цены на газ уже привели к падению спроса в ЕС, согласно рекомендациям Еврокомиссии, страны ЕС этой зимой должны сократить потребление на 15%. Это позволит сохранить запасы в ПЗП, которые достигли уровня 80% в этом году, на два месяца раньше, чем планировалось, 1 сентября. ЕС активно покупает газ у альтернативных поставщиков: Норвегия поставляет на континент больше трубопроводного газа, чем РФ, США многократно увеличили поставки СПГ.
Сергей Капитонов, эксперт Центра трансформации энергетики и ESG Сколтех, отмечает, что при 15-процентном сокращении потребления газа пик устойчивого спроса в ЕС зимой 2023 года может находиться в диапазоне 1,6-2,2 млрд куб. м в сутки (устойчивая пиковая потребность в самые холодные зимние дни составляла 1,9–2,7 млрд куб. м). Он уточняет, что с учетом роста возможностей на рынке СПГ (максимальная суточная поставка СПГ в европейскую ГТС достигла в этом году 400 млн кубометров в сутки) и исходя из того, что газ из России не будет поставляться в Европу, а вот другим поставщикам (СПГ, Норвегия, Северная Африка, отечественное производство, Азербайджан) поставят максимум и ПЗП выдохнется, европейский баланс вообще закрыт в часы пик.
«Однако многое будет зависеть от реальных погодных условий, ситуации на рынке СПГ — американская электростанция Freeport LNG пока не работает, а с наступлением зимы Азия начнет более активно конкурировать с Европой за поставки СПГ», — говорит эксперт, подчеркивая, что газовый баланс никогда не бывает на высоте. Но в случае действительно холодной зимы и малейших перебоев с альтернативными «Газпрому» поставщиками Европа действительно может столкнуться с дефицитом в несколько дней.
О том, что страны «Большой семерки» согласились ввести ценовой лимит на закупку российской нефти, заявило правительство Великобритании. «Мы ограничим возможности Путина финансировать свою войну с экспортом нефти, запретив такие услуги, как страхование и финансирование судов, перевозящих российскую нефть по цене выше согласованного предела», — заявила на сайте канцлер казначейства Великобритании Надим Захавиа.
Ранее США, Канада и Великобритания, члены G7, ввели эмбарго на нефть из РФ, а ограничения на морские поставки также дойдут до ЕС в конце этого года. Великобритания также призывает к расширению коалиции стран, которые будут устанавливать потолок цен на нефть из РФ. 1 сентября вице-премьер Александр Новак пригрозил, что не будет продавать сырье клиентам, которые присоединятся к таким санкциям.
Мировая практика знает такой опыт с 1996 года, когда были введены ограничения на торговлю иранской нефтью, говорит руководитель юридической практики CM Grace Consulting Екатерина Орлова.
ООН на основе консенсуса создала систему расчетов через специальные счета, расходной частью которых могло управлять иранское правительство только в гуманитарных целях. Такой вариант работы оказался малоэффективным, поставки Ирана продолжались с расчетами в обход этого типа счета.
В сложившейся ситуации достичь консенсуса будет довольно сложно: к заявлению G7 придется присоединиться Китаю, Индии, Пакистану и африканским странам, наращивающим поставки российской нефти, считает госпожа Орлова. Одним из возможных механизмов является выдача лицензий на транспортировку и страхование транспортировки российской нефти, для чего придется раскрывать детали сделки.
Размер нормативной скидки для Urals может составить 30-40%, а при таких ценах стоимость покупки нефти с введением кэпа все равно выше рентабельной добычи даже на перспективных месторождениях Западной Сибири, считает независимый эксперт Дмитрий Касаткин. По мнению заместителя начальника экономического отдела Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, при установлении потолка цен на уровне 60 долларов за баррель доходы бюджета могут сократиться примерно на 20%, а потери могут быть еще больше, если физические объемы производство и экспорт они сокращают.
Однако, по мнению экспертов, введение потолка цен на российскую нефть вряд ли возможно. По словам Мари Беловой из Vygon Consulting, эта мера выглядит странно в контексте эмбарго ЕС на российскую нефть. Судя по заявлению, ценовой потолок, как и эмбарго, будет применяться к морским перевозкам, сказала она, и его введение выглядит как «политическая попытка сохранить лицо», если эмбарго не сработает. Рынок всерьез не верит в реализацию этой меры – цена Brent почти не выросла в эти дни, продолжает эксперт, и непонятно, как будут контролироваться такие ограничения.
«Группа стран G7 не имеет собственного законодательного органа и не является международной организацией как таковой, — говорит Ирина Чеботарева, руководитель отдела межюрисдикционного разрешения споров, руководитель офиса K'n'P.Law на Кипре, на основе их внутренней процедуры. Он отмечает, что такое соглашение на самом деле является лишь предложением для стран-участниц и сигналом другим иностранным государствам, которые могут быть затронуты такими инициативами. Трудно сказать, в каком формате будет работать следующая работа, скорее всего, это предмет сотрудничества национальных органов власти (министерств финансов), — отмечает руководитель санкционной практики «А-ПРО» Екатерина Макеева и приводит пример такой консолидированной работа в другом направлении — создание специальной группы по заморозке активов российских олигархов и координация этой работы с «Большой семеркой».