Успешно провести предстоящий контрудар Украине будет очень сложно из-за отсутствия превосходства в воздухе, пишет Financial Times. Без прикрытия с воздуха фронтовая бронетехника может быть уничтожена российской авиацией. В целом у украинских вооруженных сил слишком мало опыта и людей, чтобы провести столь масштабную операцию одновременно и слаженно, считают британские военные эксперты.
Украинское наступление, запланированное на ближайшие несколько месяцев, будет крайне тяжелым для Киева и может привести к большим потерям. Об этом пишет Financial Times, которая совместно с британскими военными экспертами проанализировала ситуацию, возможности, сильные и слабые стороны украинских вооруженных сил.
— Не хватает надежного прикрытия с воздуха, чтобы остановить атаки российских истребителей, которые могут уничтожить спецтехнику Украины, когда они пытаются прорвать российские укрепления, — цитирует Ника Ганнелла, бывшего офицера Королевских инженерных войск. газета.
Отсутствие господства в воздухе (и в принципе слабые летные возможности) аналитики считают одним из основных препятствий для предстоящего контрудара.
— Классический наземный наступательный подход заключается в проникновении в тыл врага в одном или нескольких районах и нанесении концентрированного удара по центру тяжелой техники противника. Успешный пример такой тактики без превосходства в воздухе — редкость, — сказал Бен Барри, бывший командир британского бронетанкового пехотного батальона.
При этом он напомнил, что западная бронетехника, в первую очередь немецкие танки «Леопард» и британские «Челленджеры», будут выступать в качестве авангарда украинских вооруженных сил. Последнее крупное сражение с участием танков НАТО произошло в Ираке в 2003 году против Т-72 советского производства. Но затем истребители и вертолеты «Апач» дали преимущество на поле западной коалиции.
Еще одна трудность, с которой могут столкнуться вооруженные силы, — боевая слаженность.
— Операции по прорыву фронта крайне трудновыполнимы, поскольку требуют одновременной работы всех воинских частей — от артиллерии и танков до разведки и инженеров. Это требует гигантской слаженности общевойсковых соединений. Каждый должен делать свою часть. Это очень большой риск, — сказал Ганнелл.
По данным FT, 35-тысячному корпусу ВСУ будет противостоять 140-тысячная российская армия на 950-километровой линии соприкосновения. Между ними протянется «смертельная полоса препятствий» в виде минных полей, земляных валов и противотанковых бетонных четырехгранников, которые в ВС РФ называют «зубами дракона».
Газета отмечает, что направление предстоящего удара украинских войск держится в строжайшей тайне, но указывает одно из наиболее вероятных: наступление в районе Запорожья через Мелитополь. Это позволяет разделить российскую группировку войск на две части, оставив часть армии в Херсонской области и Крыму без наземной поддержки.
По словам Ганнелла, ключевым моментом является выбор места для прорыва. «Это может быть место, где Украина имеет поблизости хорошую материально-техническую поддержку, или это может быть самое слабое место России, хотя оно также может быть самым слабым местом Украины», — добавил он.
Эксперты описали ход будущей атаки. Первым делом нужно будет выстрелить специальным снарядом, который должен расчистить пятиметровую поляну на минном поле. Другая техника и танки теперь могут проходить мимо него. Следующим шагом будет создание брешей по линиям зубов дракона: это можно сделать как с помощью специальной инженерной бронетехники, так и с помощью танков с отвалами и плугами. После этого инженерные бригады должны создать переходы по насыпям и искусственным рвам.
— Все дело в импульсе и скорости. Но что-то всегда идет не так. Например, сломался танккеке, и его нужно починить или сделать вторую полосу движения, — пояснил Гуннель.
По мнению аналитиков, самое сложное — это координировать деятельность разных ведомств. А украинские военные, хотя и способны на небольшие маневры, имеют ограниченный опыт общевойсковых операций такого масштаба. FT указывает на еще одно препятствие для будущего наступления: людские резервы.
Украинские силы потеряли большую часть своих самых опытных солдат — около 120 тысяч человек. Согласно просочившимся документам американской разведки, наступательные возможности «могут сильно отличаться» от целей Киева.