Президент Владимир Путин заявил в ходе переговоров с белорусским лидером Александром Лукашенко, что Россия вынуждена была реагировать на атаки со стороны Украины, направленные против своих энергетических объектов.
По словам Путина, в зимний период Россия воздерживалась от ответных действий по гуманитарным соображениям, чтобы не лишить энергоснабжения социальные учреждения и больницы. Однако после атак на энергообъекты России ответная реакция стала неизбежной.
Президент подчеркнул, что эти атаки по украинским объектам энергетики являются частью демилитаризации, так как это прямо влияет на оборонно-промышленный комплекс Украины.
С начала текущего года несколько нефтеперерабатывающих заводов в российских регионах стали объектами атак беспилотников. Власти сообщали о подобных инцидентах в десятках областей, что сказалось на увеличении биржевых цен на бензин в марте. В то же время в Минэнерго России подчеркивали стабильность ситуации с топливом и ценами на заправках.
Украинский президент Владимир Зеленский объяснил эти атаки как ответ на предыдущие атаки России на энергетическую инфраструктуру Украины, отметив недостаток средств ПВО для защиты объектов.
В Пентагоне отметили, что атаки на российские НПЗ могут оказать влияние на глобальную энергетическую ситуацию. Глава ведомства Ллойд Остин призвал Киев выбирать цели таким образом, чтобы минимизировать риски для гражданских объектов.
Представитель президента Дмитрий Песков заявил, что в России предпочли бы, чтобы США попросили Украину прекратить «террористическую активность».
11 апреля председатель набсовета компании «Центрэнерго» Андрей Гота сообщил о разрушении Трипольской ТЭС, самой мощной электростанции в Киевской области. Позже власти Харькова и Сум заявили о повреждениях теплоэлектроцентралей.
В этот же день Минобороны России отчиталось о контратаках по объектам украинского топливно-энергетического комплекса в ответ на попытки нанести ущерб российским объектам нефтегазовой отрасли и энергетики. Ведомство отметило нарушение работы предприятий военной промышленности на Украине, сорванную переброску резервов и затрудненное снабжение топливом ВСУ.