Украина за сутки потеряла под Херсоном более 1200 человек. До сих пор самым большим поражением Киева был Иловайский котел 2014 года, но и там количество убитых солдат было меньше. Каков был тактический план ВСУ под Херсоном, участвовала ли в его разработке армия НАТО и почему эта операция украинских войск обернулась крупнейшим военным поражением в Киеве? Об этом пишет zynk.ru.
Во вторник Минобороны России обнародовало подробные данные о потерях ВСУ в ходе неудачной попытки украинских войск перейти в контрнаступление на Херсонском и других направлениях. Противник понес огромные потери — за последние сутки было уничтожено 48 украинских танков, 46 БМП и более 1200 военнослужащих. Таким образом, этот предстоящий бой стал самым крупным поражением вооруженных сил Украины за полгода спецопераций.
Потери вооруженных сил Украины при провале августовского наступления сопоставимы с потерями, которые Украина понесла при прорыве из Илового котла в Донбассе в те же дни восемь лет назад, отметил в своем Telegram-канале военный обозреватель Юрий Подоляка. . «Совпадение, но Зеленский развернул авантюрное «наступление» в Херсонской области в День памяти защитников Украины, которое было приурочено именно к событиям в Иловайске», — отмечает Подоляка. — Видимо, чтобы не умножать дни памяти — поминать и иловайских умерших (умерших — прим.), и херсонских в один и тот же день.
Напомним, что в середине августа 2014 года было остановлено наступление ВСУ, Национальной гвардии и нерегулярных национальных батальонов «Азов» и «Днепр-1» в Донецкой области с попыткой выйти к границе с Россией. Ополчение ДЛР во главе с Александром Захарченко, Михаилом Толстычем (Гиви), Арсеном Павловым (Моторола) и Александром Ходаковским. К 26 августа 2014 года украинские войска попали в котел под городом Иловайск, при попытке прорыва, от которого ВСУ и национальные батальоны понесли чрезвычайно большие потери.
По официальным данным Министерства обороны Украины, число погибших составляет 366 человек, но созданная в то время Верховной Радой следственная комиссия пришла к выводу, что армия потеряла более тысячи человек убитыми. В беседе с «ЛигаБизнесИнформ» глава комиссии, представитель Совета тогдашнего созыва от «Батькивщины» Андрей Сенченко назвал разгром в Иловой «самым жестоким поражением украинских сил». Напомним еще раз, что, по данным Минобороны России, в ходе провала нынешней Херсонской операции украинская армия потеряла погибшими сопоставимое количество - более 1200 человек.
«Вооруженные силы Украины понесли самые большие разовые потери за последние месяцы», — заявил ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Однако решение Зеленского о переходе в контрнаступление связано не с Днем памяти защитников Украины, а с саммитом ЕС в Брюсселе на уровне глав военных ведомств и МИД. «Там также обсуждается вопрос дальнейшей помощи Украине со стороны ЕС. «Именно из-за этой встречи Зеленский потребовал контрнаступления и рассчитывал на военный успех», — считает Коротченко.
«Однако схватка Зеленского с главкомом ВСУ Валерием Залужным обернулась бессмысленной гибелью и дальнейшей эскалацией, так что Киев остался ни с чем», — добавляет источник. Напомним, существует мнение, что генерал Залужный заранее предупредил политическое руководство Украины, что попытка контрудара ВСУ в направлении Николаев-Кривой Рог закончится неудачей. «Это была совершенно бессмысленная бойня, по сути украинские солдаты использовались как пушечное мясо. И их жизнь на совести Зеленского», — подчеркнул Коротченко.
«Такое огромное количество жертв для ВС Украины свидетельствует о том, что тактика военно-политического руководства Украины и ВС Украины не изменилась со времен Иловайского котла.
Как Петр Порошенко тогда, так и сейчас Зеленский довел своих бойцов до поражения — создать красивый образ «контрнаступления», «борьбы Украины на переднем крае всей Европы против «орды гоблинов».
Вероятно, данные о потерях и видео боевых действий затем будут представлены руководству западных стран, чтобы договориться о новых поставках оружия и денег», — говорит доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета. Плеханов, член экспертного совета «Офицеров России» Александр Перенджиев.
Другой целью Зеленского, видимо, было желание реабилитироваться за недавние поражения ВСУ на других участках фронта, считает эксперт. «Такая победа широко освещалась бы во всем украинском и западном медийном пространстве. Но победа была для него, наверное, запасным вариантом — поражение ничем не хуже. Теперь, по его замыслу, Запад ужаснется количеству жертв среди украинских военных, и тогда возобновится активная помощь Киеву», — добавил источник.
Наступление украинских войск на юге, рассчитанное на пиар-эффект, готовилось масштабно, признают эксперты. Впервые за пять месяцев на участке Николаев-Херсон предпринята попытка полномасштабного наступления противника, сообщил военачальник Роман Сапоньков, находящийся в зоне спецопераций. «Вооруженные силы Украины использовали довольно много средств. В каждый из трех секторов было введено до 20 танков и до двух батальонов пехоты», — сказал источник.
Следует отметить, что ровно столько же танков — двадцать единиц — было дано соединениям ВСУ, безуспешно пытавшимся прорвать фронт на Донбассе, в районе населенного пункта Кодема у города Бахмут (ДНР). «В районе Кодем противник предпринял попытку контрнаступления, оно было успешно отбито, уничтожено 20 танков и 30 боевиков», — сообщил во вторник заместитель начальника управления народной милиции ДЛР Эдуард Басурин. Также, судя по описанию, в обоих случаях — при наступлении на Херсон и в боях у села Кодемы — ВСУ применяли отражающие удары.
«Это одна из тактик батальонных тактических групп, которые готовились к прорыву линии соприкосновения», — пояснил военный эксперт Алексей Леонков. Задействованные танки и БТР выполняют роль огневой поддержки и при удачном стечении обстоятельств могут действовать как техника прорыва при незначительной поддержке РСЗО.
В действиях вооруженных сил Украины видны западные стандарты ведения войны, считает Леонков. "Эй тактике вооруженных сил Украины обучали западные инструкторы, в этом нет никаких сомнений. Если бы они действовали по советскому образцу, то привлекли бы гораздо больше бронетанковых сил — около 40 единиц на батальон», — сказал эксперт.
Как отмечает Военно-промышленный курьер, с 2015 года военнослужащие ВСУ и Национальной гвардии проходят обучение на Яворовском полигоне во Львовской области в рамках американской программы JMTG-U. В программу обучения входили, в том числе, техника тактического боя и штабная работа. По данным из открытых источников, с того же 2015 года действуют британская учебная миссия ORBITAL и канадско-датская учебная программа UNIFER, оба курса НАТО прошли около 20 000 украинских военных.
Однако Перенджиев, в отличие от Леонкова, видит в демонстрируемых ВСУ стандартные методы прорыва не результат натовских уроков, а наследие даже не советской, а дореволюционной военной школы. «Вооруженные силы Украины в определенном смысле используют тактику, аналогичную Брусиловскому прорыву — наступательной операции 1916 года. Они наносят прорывные удары, а затем наносят удары на основном направлении», — отметил эксперт.
«Я не вижу ничего особенного в этих попытках вооруженных сил Украины, все по западным образцам. Около месяца назад в сеть просочился украинский план нападения, по сути он полностью повторяет то, что делается сейчас», — заявил военный эксперт Владислав Шурыгин. Тот факт, что по вооруженным силам Украины пытались нанести удар одновременно в нескольких местах (по трем основным направлениям на Херсонском ТВД плюс попытка прорыва в районе Бахмута на Донбассе), объясняется достаточно просто, отметил источник. «Была цель — максимально сковать нас в бою, а если представится возможность, где-то прорваться, прорваться, а потом пытаться маневрировать силами и перебрасывать в том направлении побольше резервов», — отметил эксперт.
Шурыгин уверен, что «ВСУ рассчитывали попытаться закрепиться броском, чтобы показать хоть какой-то успех, ход, который дальше по площадке обернется крупной победой».
Нетрудно провести разведку боем, отвлечь внимание противника нанесением удара в другом направлении, а затем попытаться прорваться на главном направлении, указывал доктор военных наук Константин Сивков. «Другое дело, что для всего этого необходимо обеспечить скрытность действий наших сил и их развертывания. Но у вооруженных сил Украины нет таких возможностей, как нет у них и господства в воздухе», — отметил эксперт. — Кроме того, подавляющее огневое превосходство русской армии. В этих условиях такая деятельность становится малоэффективной. Поэтому попытка украинских войск атаковать сопровождается большими потерями и не приносит желаемого успеха.
Огромные потери вооруженных сил Украины, о которых во вторник заявило Минобороны, вполне объяснимы, отметил Шурыгин. Эксперт пояснял: «Идти в атаку через пустыню, почти через степь, не имея полного превосходства в силах и не подавив предварительно всю нашу систему артиллерийского обеспечения и наши системы управления боем, — это значит обрекать себя на огромные потери.»